«Несчастная страна, где человек не может распорядиться своей ж*пой»

На модерации Отложенный

Необыкновенно щедрая, она легко могла убить словом. Талантливая? Слабо сказано. Считала себя дурнушкой даже тогда, когда весь мир был у ее ног. 

Отодвинутая на второй план режиссёрами, она навсегда осталась любимейшей актрисой страны.

Не женщина, а парадокс. «Не судьба, а шл*ха!» - как позже скажет она сама. Всё это про Фаину Раневскую, которая разрушила все стереотипы, появившись на свет яркой вспышкой 123 года назад.

Гадкий утёнок Фаня в подростковом возрасте проявляла чудовищную «антиакадемичность». Уроки пения и музыки на дому еще никуда не шли, но вот само присутствие в школе было для нее просто невыносимо! «Беспросветным и бессолнечным» она называла любое образование в учреждениях. Однако вскоре выяснилось, что выход есть – 14 – летняя Фаина влюбилась раз и навсегда. Кто не понял, речь идёт о театре.

Семья выбор младшенькой особо не поддержали, и, словно одержимая, девушка умчалась в город, который испокон веков принимает таланты всего мира с распростертыми. Увы, но больших ролей так и не предвиделось, массовка в провинциальных театрах – таким был удел актрисы.

Не побоюсь этого слова – «отбитой» реакции на всё происходящее у Фаины было не отнять: на жизнь она смотрела, в общем-то, позитивно. Отняв семью, судьба была щедра на удивительные встречи и знакомства. Так «под своё крыло» её взяла актриса Павла Вульф, дружбу с которой она пронесла через всю жизнь. Тут же рождается и псевдоним – Раневская («Постоянно всё роняю, - говорила актриса, особенно деньги!»)

Сколько театров его ждало впереди: От Камерного до имени Моссовета, но главное роли так нигде и не получила! Однако все её второплановые персонажи всегда были настолько сочными и объемными, что примы первой величины чувствовали себя рядом с Раневской, мягко сказать, неуютно.

Конечно, ведь женщина умела привлечь внимание, а кому из коллег такое понравится? Еще и характер…всегда последнее готова отдать, раздарит всё, что имела, в любую тусовку ворвётся и будет там «как дома».

«Вот так и ждёте моей смерти, чтобы плюнуть в гроб» - воскликнула как-то Фаина. –«Нет, ненавижу стоять в очереди» - тут же осадили артистку.

Работать с ней было ох как сложно. С Юрием Завадским, главным режиссером Театра им. Моссовета, отношения особенно не ладились. Он с трудом её терпел, она же – открыто ненавидела. «Вы своими выходками сожрали весь мой замысел! – воскликнул как-то Юрий Александрович. – «То-то у меня чувство, как будто дерьма наелась» - язвила Раневская. И так всю жизнь, с противоречиями и огромной любовью ко всему живому за пазухой.

Под старость у Фаины Георгиевны даже возникла семья. Старшая сестра Изабелла, которая еще во время революции уехала с родителями во Францию, попросила сестру принять её в СССР. И Раневская разрешила этот вопрос. Пускай и ненадолго: в скором времени у Бэллы обнаружили рак. И как не пыталась Раневская продлить ей жизнь: и врачей истериками созывала, и спала на полу у постели больной, в случае чего, но сестра умерла. А Фаина продолжила свою, как неоднократно выражалась, «глупую жизнь»: играла в театре до 86 лет, курила так много, что врачи вообще не понимали, чем она дышит.

Мы улыбаемся, читая о ней, пересматриваем фильмы с её участием, цитируем едкие высказывания. Думается мне, не стоит даже пытаться рассуждать о таланте этой замечательной актрисы. Согласитесь, она такая одна.