"Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил"

На модерации Отложенный

Думаю многие приезжие, стремящиеся в Северную столицу за культурным духом и жаждой искусства, бывали в музее Федора Михайловича Достоевского.

Открыт он был не так давно (1971 год), а в его реализации неоднократно принимал участие правнук писателя – Дмитрий Андреевич Достоевский, ныне живущий в Петербурге.

Музей условно разделен на две части, прямо противоположные друг другу.



С одной стороны – современность с проекторами, аудиогидами и прочими интересными штуками; с другой – воссозданная старая квартира, где Федор Михайлович сжил со своей женой и детьми.

Иногда здесь проходят небольшие спектакли и мероприятия, поскольку на первом этаже музея есть зал со сценой, но атмосфера по большей части ламповая, а сидеть придется впритык к соседу.

Музей находится недалеко от станции метро «Владимирская» (пять минут прогулочным шагом), а также от Лиговского проспекта и знаменитого торгового центра «Галерея», куда по выходным гоняют шопоголики из провинциальных городков.
От центра идти пешком минут 15, не больше.

По большому счету вся эта сторона города с Лиговским проспектов и ответвленными от него улицами, простирается рядом с Невским и, тем не менее, многие дома находятся пусть и не в плачевном состоянии, но реально оставляют желать лучшего. Вся эта сторона города наполнена каким-то духом старья, требующего свежести.

Думаю, именно так и мыслили чуваки, разработавшие когда-то проект стеклянного корпуса, что должен был расположиться в соседнем здании от музея классика.

Проект отдаленно напоминал новую сцену БДТ, которую, кстати, в городе почти никто не засирал, однако там она смотрится вполне уместно.

Когда проект нового «модерн» здания появился в сети, градозащитники распушили перья и долгое время добивались справедливости, поскольку не хотели лишать себя исторического духа, а еще – красивого сквера, где можно было отдохнуть, сидя под большим деревом.

Девелоперы хотели полностью вырубить сквер, а здание новое воткнуть между двух старых домов.
То есть сам по себе проект был, как мне кажется, был красивым, но реализация меня тогда просто убила.

Спорным вопрос оставался бы еще долго, если бы активисты не попросили правительство вмешаться в этот тяжелый для всех вопрос.

Еще весной нынешний врио губернатора Александр Беглов отметил, что благодаря действию властей и инициативе граждан от проекта застройщик был вынужден отказаться, поскольку постройка угрожала скверу, который очень нравился петербуржцам. Исполняющий обязанности градоначальника предложил девелоперам найти другой путь решения данного вопроса, поскольку второй корпус музею все равно необходим.

Свое отстояли. Похожая ситуации была и с набережной Смоленки. Администрация учла доводы местных жителей и отказалась от проекта апарт-отелей в этом районе.





При этом, как мне кажется, разбавлять классику чем-то современным важно и нужно. Терпеть не могу людей, которые привыкают к жизненному укладу, а потом "боятся трогать его руками", чтобы не дай бог не вылезти из зоны комфорта.

В этом плане классным был опыт нашего музея РГО, где три года назад они сделали специальную проекцию прямо на стенах здания.

Проходя вечером мимо Географического общества, прохожие удивлялись и очень радовались голографическим цветным портретам открывателей.

Музей Достоевского, очевидно, поддержал эту идею, и совсем скоро стену старой квартиры писателя украсят мультимедийные проекции, которые будут транслировать картинки, посвященные главным произведениям автора.

«Мы встретились с молодыми людьми, которые предложили некоторые интересные вещи: в электронном виде спроектировать на торце здания темы по произведениям Достоевского. Хорошая идея», — сказал глава Петербурга.

Сквер музея власти затрагивать не будут, но для туристов, как мне кажется, и этого будет достаточно.

На мой взгляд, идея с популяризацией музеев, посвященных литературным классикам, важна в первую очередь не для города, хотя это тоже важно, а для самих людей. По большей части это молодые ребята, которых, возможно, Достоевский не так зацепил в школе, но может зацепить сейчас, когда они, перспективные и открытые всему новому, поступили в разные вузы и уже могут подойти к чтению его книг осознанно и совершено серьезно.

С Петербургом Достоевского связывал целый отрезок жизни. Он жил тут и там, постоянно впитывая серое настроение этого удивительного, но совершенно нуарного города. С его серыми дождями и бетонным небом.

Первое время после переезда я часто устраивала себе трипы по местам Достоевского и представляла, как когда-то писатель гулял по этим же улочкам, любуясь водичкой или отражением неба в бьющих о берег волнах.



К слову, Петербург Достоевского уже давно стал определением «человеческих мук» и душевных терзаний, которые писателю удалось воссоздать, ворочаясь от шума дождливыми ночами.

За основу берется три главных адреса:

«Дом старухи-процентщицы» (Канал Грибоедова, 104);
«Дом Раскольникова» (Гражданская ул., 19);
«Дом Сони Мармеладовой» (Канал Грибоедова, 73) — дом с тупым углом.



Мультимедийная проекция станет частью этого самого Петербурга, а зритель сможет на время окунуться в то странное, меланхоличное настроение, которым пропитаны страницы всех книг писателя, включая дневниковые записи.