«ПРОРЫВ» ОБРАЗОВАНИЯ
В. Путин: …Я не успел записать название села, Оренбургская область, там речь о ремонте школы – 50 лет не ремонтировалась. Если потом вы сможете восстановить…
М. Ковальчук: Село Трудовое.
В. Путин: Точно, село Трудовое. Михаил Валентинович, вам нужно работать не в «Курчатнике», а в другой организации. Село Трудовое. Я обязательно посмотрю, с губернатором поговорю на этот счет и, разумеется, постараемся помочь.
(Из стенограммы прямой линии с президентом России)
Может ведь так сказочно повезти, как повезло жителям села Трудовое Соль-Илецкого района. Сколько лет стучались во все властные двери, что школа требует ремонта, но ничего добиться не могли.
Чудо случилось 20 июня, когда Путин на прямой линии увидел на экране и зачитал записку из Оренбургской области о ремонте школы – 50 лет не ремонтировалась: «Село Трудовое. Я обязательно посмотрю, с губернатором поговорю на этот счет и, разумеется, постараемся помочь». Врио губернатора Паслер через день обязательно посмотрел и постарался помочь.
А вызвавший это чудо ветеран педагогического труда, учитель математики с 25-летним стажем Владимир Яковлевич Корефанов уже пришел в себя от потрясающего счастья. Последние три года он каждый раз отправлял на прямую линию Путину один и тот же коротенький SOS: спасите нашу школу, пора сделать ремонт. Без надежды и уже в отчаянии учитель отправил третий цифровой сигнал: «Школе в поселке Трудовое Соль-Илецкого района исполняется 50 лет, и ей требуется капитальный ремонт». Он достиг верховных очей. Ремонт тотчас развернулся.
В том же Соль-Илецком районе практически каждая вторая школа требует ремонта. Они были построены в советские времена и с тех пор кроме косметической подготовки к очередному учебному году ничего не получали. Раньше в селе Трудовом был колхоз «Трудовой актив». На заработанные доходы колхоз возводил социально-культурные объекты и содержал их в хорошем состоянии. В 1969 году, ровно полвека назад, была построена двухэтажная добротная восьмилетняя школа на 200 учащихся. При «оптимизации» детский сад объединили со школой, в которой, теперь уже средней общеобразовательной, учатся 128 учеников.
Колхоза нет. Нет животноводческих ферм. Травостой превосходного житняка стоит по колено и уже засыхает, никому не нужен, если только огню. Все социальные объекты в селе Трудовом теперь переведены на баланс местного самоуправления. Несколько лет назад не стало и сельского совета. Он был упразднен с образованием Соль-Илецкого городского округа.
Конечно, найти на одну школу в селе Трудовом 52 миллиона рублей и в пожарном порядке составить проектно-сметную документацию на ремонт, собрать большую ремонтную бригаду можно. Но президент и премьер много говорят о национальных проектах, и прежде всего об образовании и здравоохранении. Говорили об этом и раньше, а чего достигли?
В 2000 году, когда президентом стал Путин, в нашей области работало 1670 школ. Сегодня осталась 891 школа, или 53% от прежнего количества. Сократилось число учащихся с 350 тысяч детей до 226 тысяч, на 35%. При Советской власти в селе Тамдысай Акбулакского района построили двухэтажное здание школы с собственной столовой. Теперь там есть и компьютерная техника, и интернет. Но детей нет. С ликвидацией совхоза люди разъехались. Опустевшая школа стала придатком Сагарчинской средней школы, а теперь предлагают возить сюда оставшихся 27 учащихся на автобусе за 25 км. По ухабистой проселочной дороге с переездом через речку по мосту, где и козе опасно.
Местные жители портят настроение всем чиновникам сердечным криком о сохранении Тамдысайской школы ради еще 17 детей дошкольного возраста в селе. Их мамы вызубрили и повторяют чинам слова Медведева: «Мне неоднократно приходилось говорить, что малокомплектные школы – это в значительной части случаев способ сохранить населенный пункт. Есть в деревне школа – деревня живет, нет школы – деревня умирает, поэтому нельзя ни в коем случае их бездумно объединять».
Ну, это заявление всё ставит с ног на голову, путает причины и следствия. Ведь школа живет, когда живет село. А село живет и молодеет только тогда, когда там развивается производство и, соответственно, вся социальная инфраструктура. Однако многоотраслевое сельское хозяйство, в особенности животноводство, собственники продолжают разваливать практически во всех селах и деревнях. А власть продолжает делать вид, что она не замечает погрома и в нем ничуть не виновата.
Власть и правящая партия отворачиваются от предложенной КПРФ программы «Образование для всех». Ни одного предложения не используют. Они продолжают линию на дорогое платное образование. Видимо, надеются создать элиту, которая будет держать науку в их интересах. А как иначе можно объяснить повсеместное пренебрежение к делам большинства школ. Под громкие лозунги о компьютеризации и подключении к высокоскоростному интернету в школах, прежде всего сельских, до сих пор стоят допотопные компьютеры, на которых молодые педагоги отказываются вести уроки, ибо не знают, как их использовать.
В марте состоялось совещание педагогического сообщества, на котором и.о. министра образования области Г.А. Сафонова сетовала, что стареют педагогические кадры, средний возраст их приближается к пенсионному. Из-за отсутствия преподавателей в ряде школ профильные предметы преподают неспециалисты, и так далее. Молодые педагоги не хотят связывать жизнь со школой. Как говорит Г.А. Сафонова, только 15% выпускников педвузов и не более 50% выпускников средних специальных учебных заведений идут работать по профессии.
Профессия учителя стала непрестижной. Сегодня учитель остается беззащитным перед распоясавшимся родителем нерадивого ученика, а порой и перед великовозрастным хамом. Учителя работают с огромной перегрузкой, да еще и со все возрастающим валом бумажной отчетности.
Несмотря на указы президента о повышении заработной платы педагогам, она не соответствует учительскому труду. У многих учителей зарплата составляет от 18 до 25 тысяч рублей. Учителя средней образовательной школы села Трудовое со всеми начислениями получают 15–18 тысяч рублей. Хотя еще в 2014 году власти рапортовали, что за предыдущие четыре года средняя зарплата выросла в 2,6 раза и составила 26,4 тысячи рублей у учителей и 18,4 тысячи рублей у педагогов дошкольных учреждений.
По областной статотчетности, средняя зарплата учителей составляет 28 400 рублей. В то же время на сайте trud.com показывают не более 15 тысяч рублей. И это ближе к истине. Начальник управления образования г. Оренбурга Н.А. Гордеева так и заявила, что кто-то получает 40 тысяч, а кто-то 13 тысяч рублей.
В Оренбургской области больше половины школ являются малокомплектными. Соответственна и учебная нагрузка, и заработная плата. Учитель истории и обществознания школы №7 Соль-Илецка Василий Милютин сказал : «Если средняя зарплата учителя в районе около 12 тысяч рублей, то можно представить, как питается учитель. Например, у меня на завтрак – каша из овсяных хлопьев и бутерброд с маслом или куриным паштетом из магазина, чай. Хороший сыр – это уже дорого».
Особенно страдают молодые учителя. В одном из городских лицеев молодой учитель физики, пришедший после окончания вуза, получил зарплату 8000 рублей. Он тут же написал заявление об увольнении. Его не отпустили. А он через две недели все равно уволился. Почти в каждой второй школе нехватка педагогов. А что говорить про сельские школы. Там на августовских педагогических совещаниях посвящают в молодые учителя единицы выпускников. В Акбулакский район в прошлом году прибыл один молодой специалист – учитель по физической культуре. В 22 школы Беляевского района за три года пришли на работу 7 молодых учителей из вузов и 8 из средних заведений. А в 2018 году радостно встретили только двоих.
Сможет ли власть решить проблемы образования? Однозначно – нет. Цели иные. Они прорываются в откровениях чиновников, предлагающих экономить бюджетные средства и не тратить их на излишнее обучение будущих рабочих. Под это и устанавливают образовательные стандарты.
Не поможет властям и попытка эксплуатации советского опыта патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитание не расходилось с жизнью, когда работало производство и не было безработицы, страна была устремлена в будущее.
Сегодня под звуки песни «Победа» гимназисты в Тоцком военном городке лицезреют развалины прекрасного гарнизонного дворца культуры, построенного одновременно с их гимназией. Теперь его называют рейхстагом. В прошлом году на майские праздники здесь состоялась игра по захвату «рейхстага» с водружением на нем Красного Знамени Победы.
Вернемся в школу села Трудовое Соль-Илецкого района. Там свершилось настоящее чудо – с июня по-ударному идет капитальный ремонт, и уже всем видно, что 1 сентября учеников встретит обновленная Трудовая средняя школа.
Владимир НОВИКОВдепутат Законодательного собрания Оренбургской области, фракция КПРФ
Комментарии
И наконец его порвали.
А это ИМ надо - школы, учителя, образование детей - не ИХ детей?
"Государство не просило вас рожать" заявляют - или подразумевают - ОНИ.
Возомнили, что государство - это ОНИ.
Приватизаторы...
А у бедных Государства нет и они не хотят его создавать?
"Иван Семёнович! Вы меня изводите! Если Вы спрашиваете - то я буду отвечать, а если Вы отвечаете - то я Вас не спрашиваю".
(Жванецкий — «Что случилось на вашем участке?», https://histodessa.ru/zhvanetskij-chto-sluchilos-na-vashem-uchastke/ )
Просто вместо восклицательного знака поставила по ошибке вопросительный, а вы придрались!
В других школах тоже ждут победы Путина? На выборы Народного кандидата не пойдут?
Мы, внуки, и ученики - красили парты.
Конечно, колхоз помогал.
Школа была старинная, построенная пленными австрийцами.
Потолки, окна - высоченные.
В коридорах, на окнах, стояли деревянные ящики с плодоносящими лимонами.
Дедушка был большим любителем садоводства.
Позже, к лимонам присоединился инжир!
Сад при школе, позднее стал плодовоягодной станцией. дедушка - заведующим.
Мы, с сестрой, проучились два первых класса, а потом - в город. языки начинались с третьего класса.
Послевоенная фотография.
Три года отработки диплома в глухом ЛПХ, Свердловская обл. Шаотнский р-н. дер Сарга.
Двухэтажное, деревянное здание школы.
Директор школы Жаров Анатолий Филиппович, молодой. невысокого роста. в солдатской форме.
Нас приехало 10 молодых учителей, разных специальностей, из Свердловска и Н-Тагила.
Учительский дом ещё не был достроен. и нас расселили по квартирам.
Анатолий Филиппович развёл нас всех ЛИЧНО!
Окна нашей учительской "упирались" в окна конторы ЛПХ.
Мы быстро освоились, познакомились с леспромхозовскими инженерами,
Под окном конторы , крупными буквами, было написано - ШКРАБЫ!
Мы не отставали, написали - ЛОПУХИ!
В деревне - клуб, столовая, ж\д станция с общежитием, больница, через ж\д СТАДИОН!!!
ИТРовские и некоторые учителя жили в коттеджах.
Местность - леса, озерцо, горушки, овраги, заросли рябины - красота необыкновенная!
Нижнетагильцы: двое парней - физик - Керн, Виктор, физруки, по совместительству, учитель рисования, двухметровый Леонид.
Свердловские - физик Светлана Павловна, УрГУ, англичанка, литератор, я- физмат,, химик - СГПИ
Прекрасные воспоминания.
И о школе, и о Ленинграде, и ЛПХ.
Три года пролетели молниеносно.
Правда, Керна забрали в армию, Светлана Павловна поступила в аспирантуру, англичанеа вышла замуж
У меня увеличилась нагрузка, работала в три смены.
После Нового года мы все получили новое жильё, отопление пкчное, в учительском доме.