Мадина Шавлохова. Земля и воля
Островок стабильности, как совсем недавно еще называли Кабардино-Балкарию, постепенно превращается в кипящий котел. 18 февраля 2010 года на федеральной трассе Баксан-Азау в Баксанском районе Кабардино-Балкарии был расстрелян микроавтобус с туристами из Москвы, трое погибли на месте, еще двое были ранены. В тот же вечер была взорвана канатная дорога на Эльбрус. На следующий день в поселке Терскол Эльбрусского района обнаружили припаркованный около гостиницы заминированный автомобиль. А в минувшую пятницу боевики вновь дали о себе знать, но теперь уже в столице Кабардино-Балкарии, в Нальчике. Почему такое возможно в регионе, где вкладывают неимоверные средства в борьбу с терроризмом?
Стремясь дестабилизировать обстановку в республике, НВФ (незаконные вооруженные формирования) используют напряженность в межнациональных отношениях. Тут уместно будет отметить, что московские туристы, попавшие под обстрел 18 февраля, направлялись на отдых к балкарцам, а нападение на них произошло недалеко от кабардинского села.
Мадина Шавлохова Мадина Шавлохова прошла как репортер все горячие точки Северного Кавказа. Была в Абхазии и Южной Осетии. В августе 2008-го вывозила с поля боя раненых российских военных и помогала грузинам связываться с их родными. Считает, что самые лучшие статьи пишутся с места событий. Уверена, что экспертные оценки по Кавказу должны давать те, кто полностью владеет информацией и понимает менталитет местных жителей. Кавказ многообразен и красив. Убеждена, что граждан одной страны нельзя делить на своих и чужих – Россия родной дом для всех народов, живущих на ее территории. И еще – что бывших журналистов не бывает.
Обстрелянное 25 февраля здание Управления ФСБ в Нальчик Источник (c) РИА Новости/ Татьяна Свириденко
Спорные действия властей республики боевикам только на руку – и те, к сожалению, внесли свой вклад в развитие скрытого до недавнего времени противостояния.
Речь пойдет о земле.
Вопрос о земле очень болезненный в густонаселенной республике, где кабардинцы, составляя 55%, населения фактически живут на 30% территории республики. Русских в КБР – почти 30%, и 27% – балкарцы.
Сегодня 80% балкарцев проживают в предгорной и равнинной зоне, то есть в кабардинской части республики. Многие нынешние балкарские села находятся на территории исторической Кабарды – они были переданы балкарцам после установления царской администрации в Терской области (как считают кабардинцы – в наказание им за войну с царской армией), однако своей "исторической родиной" балкарцы считают горную зону.
Несколько лет назад поспешно принятый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (131-ФЗ от 6 октября 2003 г.) внес раскол между балкарцами и кабардинцами .
Кабардинская общественность резко отрицательно отреагировала на принятие Закона. На имя президента и в парламент, а также в Москву полетели письма, где они излагали ошибочность приянтия закона. Парламент республики рассмотрел ФЗ и внес свои поправки, которые направил в ГД И СФ, чтобы они их рассмотрели и приняли.
6 июля балкарские активисты вышли на Манежную площадь Источник taulumen
В действующей редакции абзаца 8 части 3 статьи 85 Закона написано: "На территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями статей 10 – 13 настоящего Федерального закона с учетом законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях".
Парламентарии предложили дополнить статью словами "Территории отгонного животноводства, традиционно находящиеся в общем пользовании двух и более населенных пунктов, могут не включаться в состав территорий поселений".
Естественно, балкарцы восприняли это как посягательство на их историческую территорию – ведь если бы региональные власти действовали согласно федеральному закону, вся горная территория, за исключением федеральной собственности (приграничная территория и Кабардино-Балкарский государственный заповедник, земли МГУ и РАН), вошли бы в состав балкарских муниципальных образований.
На стороне балкарцев было решение Конституционного суда, однако исполнять его региональные власти не торопились. В итоге скандал вокруг земель вылился за рамки КБР.
В преддверии тогда только еще ожидавшегося переназначения Канокова на президентский пост, летом 2010 года, в самое пекло, несколько балкарских старейшин объявили голодовку прямо на Манежной площади в Москве и пригрозили, что не уйдут до тех пор, пока власти не исполнят закон о местном самоуправлении. Бедные старики лежали под палящим солнцем днем и ночью. В дождь и в пекло. Наблюдать за ними было очень тяжело. Тогда это проблема никого не взволновала. Ну, подумаешь, какие-то кавказеры лежат под открытым небом, с какими-то своими проблемами.
После ряда публикаций в СМИ все же нашлись сердобольные чиновники, которые переговорили с балкарцами, но вопрос остался в подвешенном состоянии.
Акция балкарцев на Манежной площади продолжалась несколько месяцев, и была прекращена лишь 13 декабря - по словам ее организатора Мурадина Рахаева, исключительно в связи с массовыми беспорядками в Москве. Источник FirstCaucasian
Планы властей по развитию туристического сектора в республике только подливают масла в огонь. В 90-е годы балкарцы открыли много частных отелей в Приэльбрусье. А с приходом Канокова руководство республики решило вложить средства в развитие курортного хозяйства. Около 2 млрд рублей должны были выделить на модернизацию некоторых курортов, а также на национальный парк Приэльбрусье. Но поскольку значительная часть туристического бизнеса к этому времени уже находилась в руках балкарцев, в намерениях президента они узрели лишь новое посягательство на их территорию.
В итоге, чтобы не усугублять и без того сложную обстановку, Каноков решил развивать северо-восточный склон Эльбруса в районе Джылы-Су. Он намерен создать там современный международный центр лыжного спорта и SPA-курорт на уникальных источниках минеральных вод. Выбранная территория позволяет построить и горнолыжную трассу общей протяженностью более 200 км с 17 подъемниками, и отели на 10 тысяч человек.
Но хотя стороны, вроде бы, разошлись полюбовно, ситуация в Приэльбрусье, которое в последнее время стал интернациональным (туристический бизнес ведут не только балкарцы, но и русские и кабардинцы), и в Баксанском районе становится все более напряженной.
Взорванная 18 февраля 2010 года канатная дорога на Эльбрус. Источник (c) РИА Новости/ Татьяна Свириденко
Практически каждую неделю совершаются нападения на глав администрации и представителей силовых ведомств. Нападают и на бизнесменов, отказывающихся платить дань боевикам . По выражению политолога Юрия Крупнова, в республике "идёт внешне вялотекущая, но от того не менее напряжённая, гражданская война, где существуют мощные параллельные органы власти, и действуют не только боевики этой теневой власти, но и специально подготовленные диверсионные группы, в том числе с подпиткой из-за рубежа".
И не оставляет мысль, что искусственное расшатывание ситуации выгодно всем сторонам.
Комментарии