Атомный «Толстяк» Нагасаки

9 августа 1945 года американцы провели вторую атомную бомбардировку в истории. После Хиросимы, на которую тремя днями ранее сбросили бомбу «Малыш», настал черед Нагасаки, изначально рассматривавшийся лишь как резервный вариант для применения ядерного оружия.

Основной целью второй ядерной бомбардировки являлась Кокура – основанный в XVII веке портовый город на берегах пролива Каммон во внутреннем Японском море, а ныне – часть города Китакюсю. Осуществить задуманное американцам помешали плохая погода и пожары в соседней Яхате: местный металлургический завод преднамеренно сжигал каменноугольную смолу для создания завесы в виде черного дыма. В итоге бомбардировка Кокуры была отменена – военные переключили внимание на Нагасаки, изначально выбранный в качестве запасной цели. Как следствие, в японском языке появилась поговорка: везуч как Кокура.

Во время Второй мировой войны Нагасаки представлял собой крупный морской порт и важный промышленный центр со сталелитейным производством и собственной верфью. В городе изготавливались орудия, корабли и другая боевая техника.

До взрыва атомной бомбы Нагасаки не подвергался масштабным бомбардировкам. Единственное, 1 августа на город было сброшено несколько фугасных бомб. Несколько угодило в верфи и доки юго-западной городской окраины. Другие попали в сталелитейный и оружейный заводы Мицубиси, в медицинскую школу и госпиталь. Несмотря на относительно небольшие разрушения, налет создал значительное беспокойство в Нагасаки и часть местных жителей отправились в эвакуацию в сельские районы. Совсем скоро это спасло им жизнь.

Итак, в ночь на 9 августа американский бомбардировщик В-29 под командованием майора Чарльза Суини вылетел с авиабазы на острове Тиниан в Тихом океане.

Если сброшенную на Хиросиму бомбу за сравнительно небольшие размеры назвали «Малыш», то ее «родственнице», предназначенной для Нагасаки, присвоили кодовое имя «Толстяк» — настолько она была велика. Почти 500-килограммовая бомба работала на основе распада плутония-239 и имела имплозивную схему подрыва.

«Стоят обычный летний день. Небо было чистое, дул слабый ветер, — сообщалось позднее в докладе группы по изучению стратегических бомбардировок военно-воздушных сил США о результатах атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. – Пережитое населением города напряжение бесконечных воздушных налетов и летний зной в значительной мере способствовали ослаблению мер предосторожности против воздушных налетов. Незадолго перед этим, в 7 часов 48 минут, была объявлена общая тревога, а в 7 ч 50 мин – воздушная тревога.

Отбой был дан в 8 ч 30 мин, и вызванное им чувство огромного облегчения притупило бдительность граждан».

Бомба «Толстяк» взрывается на высоте 496 м над городом Нагасаки… Ее мощность составила порядка 21 килотонны в тротиловом эквиваленте.

Наспех нацеленная бомба взорвалась практически посередине между двумя основными целями в Нагасаки — сталелитейными и орудийными производствами Мицубиси на юге и торпедным заводом Мицубиси-Ураками на севере. Если бы бомба была сброшена дальше к югу, между деловым и жилым районами, то урон получился бы еще более грандиозным. В целом же, хотя мощность атомного взрыва в Нагасаки была больше, чем в Хиросиме, разрушительный эффект от взрыва оказался меньше. Этому способствовала комбинация факторов — наличие холмов в Нагасаки, а также то, что центр взрыва находился над промзоной — все это помогло защитить некоторые районы города от последствий взрыва.

Бомбардировщик невероятно быстро прибывает на указанный аэродром, совершая посадку на скорости 230 км/ч вместо положенных 190 км/ч. Из-за этого выходит из строя второй двигатель. Кое-как Bockscar все-таки приземляется. Это была очень жесткая посадка.

 

Атомный взрыв над Нагасаки затронул район площадью примерно 110 км², из которых 22 км² приходилось на водную поверхность и 84 км² были заселены только частично. Согласно отчету префектуры Нагасаки, «люди и животные погибли почти мгновенно» на расстоянии до 1 км от эпицентра. Почти все дома в радиусе двух километров были разрушены, а сухие, возгорающиеся материалы, такие как бумага, воспламенялись на расстоянии до 3 км от эпицентра. Из 52 тыс. зданий в Нагасаки 14 тыс. были разрушены и еще 5,4 тыс. — серьезно повреждены. Только 12% строений остались неповрежденными. Хотя в городе не возникло огненного смерча, наблюдались многочисленные локальные пожары.

Из 7500 японских служащих, которые работали на заводе по производству боеприпасов Мицубиси, включая «мобилизованных» студентов и постоянных работников, погибли на месте 6200 человек. Приблизительно 17–22 тыс. трудившихся на других военных заводах и фабриках в Нагасаки также умерли. Оценки общего числа погибших моментально варьируются в широких пределах: от 22 до 75 тыс. В первые дни и месяцы после взрыва многие умерли от полученных травм.