Что такое счастье?

Рафаэль Эуба

Консультант и старший преподаватель психиатрии Королевского колледжа в Лондоне

 

Люди не созданы для того, чтобы быть счастливыми или даже довольными

Большая индустрия счастья и позитивного мышления с предполагаемым годовым доходом в $11 млрд помогла создать иллюзию того, что счастье – реалистичная цель. Гоняться за мечтой о счастье – очень американская концепция, которая благодаря популярной культуре разошлась по всему миру. Погоня за счастьем – одно из «неотъемлемых прав» в США. Но именно оно часто приводит к ожиданию того, чему реальная жизнь упрямо отказывается соответствовать.

Ведь даже когда все наши материальные и биологические потребности удовлетворены, состояние продолжительного счастья все еще остается теоретической и иллюзорной целью, как это обнаружил в 10 веке Абд ар-Рахман III, халиф Кордова. Он был одним из самых могущественных людей своего времени, наслаждавшийся военными и культурными достижениями, а также земными удовольствиями в двух гаремах. Тем не менее, к концу жизни он решил сосчитать точное количество дней, когда был счастлив. Вышло ровно 14.

Счастье, как написал о нем бразильский поэт Винисиус ди Морайс, «похоже на перо, парящее в воздухе, оно летит легко, но недолго». Счастье – человеческий конструкт, абстрактная идея, не имеющая эквивалента в настоящем человеческом опыте. Позитивные и негативные ощущения гнездятся в мозге, но продолжительное состояние счастья не обусловлено биологически. И я считаю, что этому можно радоваться.

Природа и эволюция

Люди не созданы для того, чтобы быть счастливыми или даже довольными. Вместо этого мы созданы для того, чтобы выживать и размножаться, как и любое другое животное в природе. Состояние удовлетворения не поощряется природой, поскольку снижает нашу защиту против возможных угроз выживанию.

 

Несчастье – это не наша вина

 

Факт того, что эволюция поставила в приоритет развитие большой лобной доли нашего мозга (которая подарила нам потрясающее умение принимать решения и аналитические способности), а не естественное умение быть счастливыми, говорит многое о приоритетах природы. За разными географическими участками и микросхемами нашего мозга закреплены определенные неврологические и интеллектуальные функции, но счастье, будучи просто конструктом без всякого неврологического основания, не может быть найдено в тканях мозга.

На самом деле, эксперты в этой области считают, что природа не избавилась от депрессии в процессе эволюции (несмотря на явные недостатки этого состояния для обеспечения выживания и размножения) именно из-за того факта, что депрессия в качестве механизма адаптации может быть полезна в трудные времена, помогая человеку избежать рискованных или безнадежных ситуаций, в которых он или она не победит. Депрессивные размышления об одном и том же также могут выступить в качестве функции решения проблемы.

Мораль

Нынешняя мировая индустрия счастья произрастает и из христианского морального кодекса, который говорит нам, что у того, что мы несчастливы есть моральная причина.

Несчастье – из-за наших собственных моральных ошибок, эгоизма и материализма. Христианство проповедует о состоянии добродетельного психологического баланса через отрешенность, отказ от мирского и усмирение желаний.

Но эти стратегии просто пытаются найти лекарство от нашего врожденного неумения непрерывно наслаждаться жизнью, поэтому нас должно успокоить знание о том, что несчастье – не наша вина. Это то, как нас создала природа. Это заложено в нашем «проекте».

Выступающие за морально правильную дорогу к счастью осуждают и сокращение пути к удовольствию с помощью психотропных наркотиков. Джордж Бернард Шоу когда-то сказал: «Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его, как и потреблять богатство его не создавая». Благополучие, видимо, должно быть заработано, что доказывает – это не естественное состояние.

Населяющие «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли проживали идеальную, счастливую жизнь с помощью «сома» – наркотика, делавшего их покорными, но довольными. В своем рассказе Хаксли подчеркивал, что свободный человеческий дух неизбежно будет мучим сложными эмоциями. Учитывая, что выбор стоит между эмоциональными муками и спокойным счастьем, думаю, многие выберут второе. 

Но «сома» не существует, поэтому проблема заключается не в том, что получение постоянного удовлетворения химическим путем нелегально, а скорее в том, что это невозможно. Химические вещества изменяют разум (что иногда и хорошо), но так как счастье не связано с определенной функцией мозга – мы не можем воспроизвести его химически.

Счастье и несчастье

Наши эмоции – смешанные, нечистые, запутанные и порой противоречивые, как и все в нашей жизни. Исследование показывало, что позитивные и негативные эмоции могут сосуществовать в мозге относительно независимо друг от друга. Полученная модель демонстрирует, как правое полушарие обрабатывает в основном негативные эмоции, а позитивными эмоциями занимается левое полушарие мозга.

Стоит помнить, что мы не созданы для того, чтобы быть непрерывно счастливыми. Скорее, мы созданы для выживания и размножения. Это сложные задачи, поэтому мы должны бороться и стремиться, искать одобрения и безопасности, бороться с угрозами и избегать боли. Предложенная модель борющихся эмоций – сосуществования удовольствия и боли – намного больше соответствует действительности, чем недостижимая блажь, которую пытается нам продать индустрия счастья. Фактически, притворство, что любая степень боли является ненормальной или патологической, только взращивает чувства несоответствия и разочарования.

Утверждение, что счастья не существует, может показаться совсем негативным посылом, но утешение можно найти в том, что неудовлетворенность – это не личная неудача. Если вы время от времени несчастны, то это не нуждается в моментальном исправлении, как говорят гуру счастья. Вовсе нет. Это колебание состояний и есть то, что делает нас людьми.

 

Перевод НВ