Курултай попал в оппозицию

На модерации Отложенный


Всемирный курултай башкир (ВКБ) обвинил силовые структуры республики в давлении. Накануне заседания исполкома некоторые его участники были задержаны или арестованы правоохранительными органами, а два активиста отчислены из вуза. Милиция признала факты, объяснив их работой «по профилактике возможных инцидентов внутри ВКБ». По мнению экспертов, исполком ВКБ «стал заложником политической ситуации в Башкирии».

Вчера члены исполкома Всемирного курултая башкир распространили «открытое заявление» о том, что организация подверглась «грубому и незаконному» давлению со стороны силовых структур. Заявление было направлено на имя президента Башкирии Рустэма Хамитова, спикера госсобрания Константина Толкачева и главы МВД по РБ Игоря Алешина. Как рассказал „Ъ“ председатель исполкома ВКБ Ильгиз Султанмуратов, «в республике принимается попытка поссорить членов организации с президентом республики».

В заявлении говорится, что накануне последнего заседания исполкома ВКБ 26 февраля несколько его участников были задержаны правоохранительными органами, а два активиста общественной организации «Союз башкирской молодежи» исключены из Башкирского государственного университета. На заседании должен был рассматриваться вопрос об отставке Ильгиза Султанмуратова. Но ряд его оппонентов попасть на заседание не смогли: 24 февраля был задержан, а затем арестован член исполкома организации Артур Идельбаев (бывший заместитель начальника управления по делам печати, издательства и полиграфии при правительстве Башкирии), днем позже Кировский райсуд объявил в розыск известного башкирского активиста Айрата Дильмухаметова. Заместитель председателя исполкома ВКБ Фанзиль Ахметшин не смог участвовать в заседании курултая, так как накануне был «привлечен к следственным действиям», сообщил господин Султанмуратов.

Отставка председателя ВКБ не состоялась: за предложение, которое озвучил член исполкома, вице-президент Академии наук республики Нияз Мажитова, проголосовали 16 из 44 участников, 20 проголосовали против, восемь — воздержались. Голосование проходило за закрытыми дверями: журналистов и делегатов ВКБ, не входящих в исполком, попросили удалиться из зала сразу после начала работы организации.

В заявлении ВКБ также говорится, что сотрудники МВД накануне заседания «ходили по домам и производили абсурдные допросы членов исполкома». Нияз Мажитов рассказал „Ъ“, что вечером 25 февраля к нему пришел лейтенант милиции и поинтересовался, не собирается ли он идти завтра на митинг. Председатель башкирского национально-культурного центра “Ак тирма” Ляля Биишева сообщила, что к ней также приходил милиционер. «Дверь открыла моя дочь. Сотрудник милиции сообщил ей, что ее мать является оппозиционеркой и взята на учет правоохранительных органов»,— сообщила госпожа Биишева.

По словам членов исполкома, сотрудники МВД в конце прошлой недели посетили также дом руководителя секретариата госсобрания Башкирии Зуфара Еникеева, сообщив, что его сын якобы подозревается в совершении уголовного преступления, председателя правления Союза писателей РБ, депутата госсобрания Равиля Бикбаева, члена исполкома Ниязбая Салимова. Ильгиз Султанмуратов уверен, что эти визиты «нельзя считать случайностью». «Это, судя по всему, спланированные действия, и они наносят удар репутации башкирского национального движения»,— полагает он.

Тогда же, 25 февраля, лидер Союза башкирской молодежи Флорид Багаев и его соратник Ильгиз Такалов — были отчислены с четвертого курса исторического факультета Башгосуниверситета. Ильгиз Такалов предполагает, что этому способствовали «политические причины», так как проблем с успеваемостью у него не было. Однако декан истфака БГУ Нурислам Калмантаев вчера сказал „Ъ“, что студенты отчислены из-за несдачи зачета по археологоведению. Деканат с этим решением не согласен и намерен восстановить студентов, посчитав, что ректорат вуза подошел к вопросу «формально», сообщил господин Калмантаев.

Ректор БГУ Ахат Мустафин вчера был недоступен для связи. Напомним, что в январе его приказом был уволен прежний декан истфака, один из старейших членов исполкома ВКБ Марат Кульшарипов.

В ВКБ уверены, что давление на организацию это попытка «подрыва общественно-политической стабильности в многонациональном Башкортостане». Ляля Биишева говорит, что в исполкоме ВКБ «взволнованы и обеспокоены» такой ситуацией и расценивают визиты сотрудников МВД как «угрозу».

В силовых структурах интерес к активистам башкирского движения объяснили текущей оперативно-следственной работой. Руководитель отдела по расследованию особо важных дел следственного комитета РФ по РБ Виктор Бутыркин рассказал „Ъ“, что Артур Идельбаев был задержан из-за возникших опасений в том, что он «может скрыться от органов следствия». Господин Идельбаев обвиняется в избиении журналистов, получении взятки и незаконном предпринимательстве („Ъ“ неоднократно об этом писал). «На днях он не явился на допрос по уголовному делу, сославшись на госпитализацию в больницу, но проверка установила, что на самом деле он находился на даче в деревне Акманай. После этого суд изменил ему меру пресечения на арест»,— пояснил господин Бутыркин.

Айрат Дильмухаметов обвиняется в экстремизме, возбуждении ненависти и в публичных призывах к террористической деятельности. Его адвокат Шафика Галикеева вчера пояснила „Ъ“, что ее подзащитный был объявлен судом в розыск с целью ареста за то, что не явился на судебное заседание. При этом, пояснила защитник, господин Дильмухаметов был уведомлен о проведении заседания 1 марта, но его неожиданно перенесли на 25 февраля. «Об изменении даты он уведомлен не был, решение об изменении меры пресечения мы обжалуем в Верховном суде республики»,— сказала госпожа Галикеева.

В МВД по Башкирии вчера сообщили, что «в эти дни в республике проводится операция «Безопасный дом. Безопасная квартира», направленная на профилактику имущественных преступлений». Впрочем, неофициально сотрудник ведомства подтвердил „Ъ“, что «накануне заседания исполкома для обеспечения его же безопасности проводилась работа по профилактике возможных инцидентов внутри ВКБ». «Во время предыдущих заседаний исполкома случались потасовки»,— напомнил представитель министерства. В то же время он не исключил, что в рамках профилактической работы «кто-то» из сотрудников милиции мог «немного перестараться».

Политолог Альберт Мифтахов также допускает, что силовики могли перестраховаться, опасаясь возможности повторения в Башкирии событий, происшедших в Кабардино-Балкарии. «Ни для кого не секрет, что в республике распространены в том числе и радикальные настроения. Всемирный курултай башкир неоднократно использовался местной властью как политическое орудие. Сегодня в сохранении контроля над организацией заинтересована как нынешняя, так и прежняя региональная власть. Возможно, силовики получили задание предупредить возможных участников конфликта о том, что злоупотреблять ситуацией и разжигать ее, особенно в преддверие выборов, недопустимо»,— рассуждает господин Мифтахов.

Собеседник в правительстве Башкирии, просивший не называть его фамилии, вчера сообщил, что «местная власть недовольна непродуманными действиями силовиков, вплоть до того, что считает их провокацией». «Ситуация вокруг ВКБ и без арестов и «профилактики» была взрывоопасной, а после вмешательства силовых структур может вылиться в стихийные выступления, в итоге во всем обвинят президента Башкирии»,— считает собеседник.

По мнению начальника отдела политических исследований Башкирской академии госслужбы и управления Николая Евдокимова, исполком ВКБ «стал заложником политической ситуации в Башкирии» и «находится между двух огней старой и новой политической элиты». При этом «обе стороны подогревают этот конфликт», полагает эксперт.