Сукебан. Опасная Красота

Японская криминальная культура во все времена очень сильно отличалась от европейской. Если на Западе криминал старался не выходить из тени и существовал параллельно обычной жизни, то в Японии якудза не стеснялись открывать свои офисы, вести свою деятельность открыто и особо не прятаться. Молодежные же банды и вовсе воспринимались, как нечто само собой разумеющееся.

Отношение правоохранителей к молодым преступникам всегда было куда мягче, чем в других странах мира, а до реального тюремного срока дело обычно старались не доводить. В итоге в стране сложились две параллельные криминальные структуры — организованная мафия якудза и стихийные уличные банды молодежи. Некоторые молодые люди при этом мечтали вырваться из несерьезных хулиганских тусовок и примкнуть к настоящей мафии.

В начале 1960-х на улицах городов региона Канто, наиболее урбанизированной части острова Хонсю, появились банды банчо — исключительно мужские уличные банды, которые занимались магазинным воровством, уличными кражами и другими мелкими преступлениями. Так как девушек они в свои ряды не брали, а порой грабили и били, то вскоре у банчо появились гендерные антиподы — сукебан, состоявшие исключительно из девушек. Само слово сукебан переводится с японского как девушка-босс.

Первоначально сукебан представляли собой небольшие банды школьниц, которые защищали от банчо других девушек и участвовали в драках, а затем уже и воровали, грабили и занимались разбоем. Довольно быстро банды сукебан разрослись до солидных размеров, а к началу 1970-х годов в Канто появились даже настоящие женские преступные группировки, самой крупной из которых стал Женский Преступный Союз Канто. В группировку входило до 20 000 девушек, у союза был свой президент и руководящий совет.

Далеко не всегда сукебан одевались в школьную форму, хотя такой облик и был наиболее популярным в 1960-е. В дальнейшем девушки начали носить и классические кимоно, и хатимаки — белую налобную повязку, символизирующую непреклонность намерений.

Как это часто бывает в криминальной среде, у девушек быстро сложились свой кодекс чести и наказания за его нарушения, начиная от прижигания кожи сигаретами и заканчивая публичной поркой за предательство. К последнему относились и отношения с парнем, который до этого встречался с другой сукебан. Помимо кодекса чести, у сукебан был и свой строгий дресс-код, которому нужно было неукоснительно следовать.

В основе облика сукебан лежала женская школьная форма. Длинные плиссированные юбки, пиджаки или тельняшки, красные шарфы, белые гольфы и ботинки на каблуке. При этом верхняя одежда специально укорачивалась, чтобы оставить обнаженной часть живота.

Примечательно, что облик сукебан был некой антитезой набиравшей силу в 1960-е годы сексуальной революции. Даже в консервативной Японии молодые девушки начинали носить джинсы и мини-юбки, короткая юбка традиционно была частью японской школьной формы, но сукебан нарочито отринули эксплуатацию женской сексуальности задолго до всеобщей борьбы с объективацией.

Также девушки использовали минимум косметики. Главным оружием сукебан были лезвия, тяжелые цепи, иголки и бейсбольные биты, а любимой игрушкой — йо-йо. Со временем стиль бандиток несколько трансформировался. С появлением среди сукебан девушек-байкеров в моду вошли кожаные штаны и куртки, а также украшение одежды металлическими аксессуарами. Вторым трендом стало использование национальных японских мотивов вроде изображения сакуры, тигров, гейш и традиционных орнаментов на пиджаках. Таким был ответ сукебан на моду на все американское, буквально захватившую Японию в 1960-е.

 

В 1970-е тема сукебан и женской преступности быстро проникла в японскую поп-культуру. Сначала бандиткам стали посвящать манги, а потом и фильмы. Благо, интерес режиссеров к теме сукебан совпал с пиком популярности «пинку эйга» — розовых фильмов. Этим словосочетанием в Японии называют киноленты, посвященные женщинам в криминальных обстоятельствах, с большим числом сцен насилия и эротики.

В современной же Японии сукебан превратились в своего рода субкультуру. Девушки, вдохновленные бунтарским духом и обаянием боевого феминизма, копируют внешний вид участниц школьных банд, но, конечно, ничем противозаконным не занимаются. Вместо этого длинные юбки, матроска, жакеты, красные шарфы и йо-йо стали символом японского молодежного феминизма, борьбы за независимость женщин и их равноправие с мужчинами.

Началось все в 2005 году, когда популярная актриса и стендап-комик Яккун Сакуразука представила Сукебан Кёко — свое альтер-эго, ставшее главным героем многих ее номеров. Сукебан Кёко — типичная девушка-босс со всеми внешними атрибутами. Оригинальности образу придавал неизменный синай — бамбуковый меч, который используется для практики традиционного фехтования катаной, чтобы свести к минимуму возможные повреждения спарринг-партнера. Однако уличные банды часто используют его в качестве альтернативы бейсбольной бите.

Юки наполовину японка, наполовину голландка, и сукебан для нее — часть собственной идентичности. «Большую роль в движении феминисток в Британии играют белые и черные женщины, а вот азиатки пока менее заметны. Мы решили изменить это», — рассказала Хэйз британскому Vogue. Кажется, в мире #metoo сукебан ждет неплохое будущее.