Жены и дочери

На модерации Отложенный

Бытие: Жена и дочери Лотовы.
Ревекка.


Жена и дочери Лотовы


Лот был племянником Авраама и человеком праведным. Однако жил вместе с женой и двумя дочерями в развращенном городе Содоме. Имена этих женщин не упоминаются.

За многочисленные грехи Бог решил уничтожить город, и послал ангелов, чтобы они вывели семью Лота из города и спасли от уничтожения.

Видимо, содомляне были действительно распущенными людьми, поскольку узнав, что у Лота гости, они потребовали выдать пришельцев им для сексуальных утех:

19:4 Еще не не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом

19:5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

Конечно, гостеприимство - это святое, праведный Лот не мог отдать гостей на поругание, поэтому он предложил им альтернативу:
19:6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
19:7 и сказал: братья мои, не делайте зла;
19:7 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

От моральной оценки этого поступка, опять же, воздержусь. Благо, вмешались ангелы и группового изнасилования удалось избежать.

Наутро ангелы сообщили Лоту, что ему и семье следует немедленно покинуть город.

19:14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
19:15 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.
19:16 И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

Беглецам было велено не оборачиваться на город, однако жена Лота совершила ошибку:

19:26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

Лот с дочерьми сначала укрылся в соседнем городе Сигоре, но потом семейство скрылось в горах.

19:30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
19:31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;
19:32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.
19:33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала.
19:34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.
19:35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.
19:36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,
19:37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне.
19:38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне.

Лот же не собирался вступать в кровосмесительную связь с родными дочерьми, он же человек праведный. Коварным девушкам пришлось его подпоить, а он и не заметил, как оплодотворил обеих. Конечно, не мог он такого сделать по доброй воле, он-то человек праведный. Они сами захотели.
Ревекка

Когда сын Авраама, Исаак, стал взрослым, отец решил, что ему пора жениться:

24:2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое
24:3 и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,
24:4 но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.
24:5 Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?
24:6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда;
24:7 Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: "потомству твоему дам сию землю ", - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда;
24:8 если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда.

В этом отрывке можно подметить два характерных момента. Во-первых, отцы и матери имели большое влияние на брачный выбор своих сыновей. В данном случае вообще имеет место заочное сватовство — отец отправляет раба, чтобы взять жену сыну. Родители предпочитали заключать союзы своих детей с родственными кланами. Например, и Агарь взяла своему сыну жену из земли Египетской, поскольку сама была египтянкой. Жёны, взятые со стороны и помимо воли родителей, были нежелательны, хотя такие браки и были вполне возможны. Во-вторых, здесь постулируется свободный выбор девушки, мол, она может захотеть или не захотеть отправиться в другую землю. Но как происходило на самом деле — посмотрим дальше.

24:10 И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора,
24:11 и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать,
24:12 и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом;
24:13 вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду;
24:14 и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь ", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить ", - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим.
24:15 Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее;
24:16 девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.
24:17 И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.
24:18 Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.
24:19 И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются.
24:20 И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его.
24:21 Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.
24:22 Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота;
24:23 И сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?
24:24 Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору.

24:25 И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега.
24:26 И преклонился человек тот и поклонился Господу,
24:27 и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего.
24:28 Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей.
24:29 У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику.
24:30 И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, - то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника;

24:31 и сказал: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов.

Что интересного здесь? Во-первых, рисуется портрет правильной девицы, хорошей невесты: она красива, девственна, почтительна, услужлива и трудолюбива (начерпать воды верблюдам после долгого перехода — это долгая и тяжелая работа). Во-вторых, некоторые подробности восточного гостеприимства: Ревекка может предложить приют путешественнику, но ее приглашение требует подтверждения мужчины (только после того как приглашение повторил ее брат, гость вошёл в дом).

Зайдя в дом раб Авраама сразу начинает разговор о сватовстве с отцом и братом девушки. Он подробно пересказывает поручение хозяина и обстоятельства своей встречи с Ревеккой и спрашивает согласия ее родственников мужчин:
24:49 И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево.

Отец и брат дают согласие:
24:50 И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго;
24:51 вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.



А где же свободный выбор женщины, о котором выше говорил Авраам? Пока никто её голоса не слышно, отвечают её родственники-мужчины.
24:52 Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли.
24:53 И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки.

Невеста и ее родственники получают подарки.

На следующий день раб Авраама собирается забрать невесту и отправиться домой.

24:54 И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня к господину моему.
24:55 Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь.
24:56 Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему.



И вот наконец-то решили спросить Ревекку!


24:57 Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет.
24:58 И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.
24:59 И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его.



Можно, конечно, трактовать это как согласие девушки на брак (хотя она и жениха-то не видела), но, по-моему, больше похоже не на выбор «пойти или не пойти замуж», а на выбор «отправиться в дорогу сейчас же или ещё немного побыть с родными».



Итак, Ревекка получает благословение и отправляется в путь:
24:60 И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!
24:61 И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел.

И вот, они прибыли. Так описывается встреча Исаака с Ревеккой:

24:64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.
24:65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.

Вот еще одно достоинство правильной невесты: скромность.


24:67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей.

Итак, брак состоялся. Пишется, что Исаак возлюбил Ревекку. Возлюбила ли Ревекка Исаака — не пишется. Вообще не припомню, чтобы в Библии упоминалось, что женщина кого-то там возлюбила.


25:20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.

25:21 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

Удивительно, Ревекка тоже оказалась «неплодна», как и мать Исаака, Сарра. Понятное дело, что это не Исаак «неплоден». Как я уже писала, неплодных мужчин в Библии мы не встретим.

«Неплодие» Ревекки особенно интересно тем, что оно, видимо, продлилось не очень долго. Не упоминается, что она успела состариться, как это было с Саррой, или что её муж успел завести детей от наложниц. Проблема решилась довольно быстро. Ревекка благополучно зачала и родила близнецов — Иакова и Исава.

Вообще о женском неплодии в Библии разговор отдельный и занимательный, мы ещё к нему вернёмся. Неплодных женщин в Библии весьма много, и это неспроста.

Далее с Исааком и Ревеккой случается история, удивительно похожая на те, которые происходили с Авраамом и Саррой:

26:6 Исаак поселился в Гераре.
26:7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.
26:8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
26:9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.
26:10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.
26:11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

Правда, Ревекке повезло больше, в гарем она так и не успела попасть, как это дважды случалось с ее свекровью, Саррой. Заметьте, это любимая жена, которая уже родила ему двоих детей. И Исаак был в курсе историй, которые приключались с его родителями. O tempora, o mores.


Поскольку сыновья Ревекки были близнецами, то вопрос о первородстве был довольно спорным. Но кто-то должен был стать главным наследником и продолжателем богоизбранного рода. Исаак решает благословить Исава, которого он больше любил. Ревекка же больше любила Иакова.

27:5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;
27:6 а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
27:7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.
27:8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:
27:9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
27:10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.
27:11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;
27:12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.
27:13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
27:14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.
27:15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова;
27:16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;
27:17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

План Ревекки сработал. Исаак благословляет Иакова. Обманутый Исав получает «второсортное» благословение, отец говорит, что Исав будет служить своему брату.

Разумеется, воинственный Исав не пожелал смириться с таким положением вещей. Он решает убить брата.

Ревекка советует любимому сыну путь к спасению:
27:42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;
27:43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран,
27:44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,
27:45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?

Мужу же она говорит следующее:

27:46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

«Дочери Хеттейские» - это жены Исава, о которых упоминается в одной из предыдущих глав:

26:34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;
26:35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Цель достигнута: Исаак сам отправляет Иакова к Лавану за невестой.

Ревекка представлена как деятельная и умная женщина с сильным характером. Стратегия, которую она использует — это манипуляции и маневрирование между мужчинами своей семьи. Ревекка не говорит Исааку о том, кто из сыновей по её мнению заслуживает благословения первенца; она не пытается отговорить Исава от убийства брата; она не сообщает Исааку, что хочет отправить Иакова в Харран, чтобы спасти его от гнева брата. Фактически единственный мужчина, на которого она имеет непосредственное сильное влияние — это любимый сын Иаков. По сути её стратегия приносит успех, она добивается поставленных целей. Наверно, в условиях патриархальной семьи это действительно единственно верная женская линия поведения. Собственно, это та самая «тайная власть» женщины над мужчинами, которой и сейчас поют хвалу сторонники традиционного распределения ролей, утверждая, что это наилучшая модель поведения для женщины.