О Достоевском не по Вики

На модерации Отложенный

Ф.М. Достоевский (1821—1881) происходит из семьи подмосковного помещика. Отец его был убит крепостными мстившими за жестокое обращение. По образованию военный инженер. Участвовал в политическом кружке Петрашевского, ставившего своей целью «произвести переворот в России». Арестован в 1849 году, приговорён к расстрелу, за 10 минут до казни, когда первой группе приговорённых уже завязали глаза, неожиданно расстрел был заменён каторгой. Достоевский отбыл четыре года в каторжной тюрьме в Омске, служил солдатом, после смерти Николая I был произведен в офицеры. В 1859 году вернулся в Петербург. Всё это наложило сильнейший отпечаток на творчество. Его романы, его «Дневники писателя» - это и философствование, и публицистика, и психология переживаний и страданий.. Достоевский пытался создать «систему истинной философии», разделив историю на три стадии: • Патриархальность («естественная коллективность») • Цивилизация («болезненная индивидуальность») • Христианство как синтез двух предыдущих с использованием национальной русской идеи, «которая есть всемирное общечеловеческое объединение». И не через подавление иных народов, а в «братском единении с ними». Сомневаюсь, что все народы согласились бы с такой мечтой, да и сам Достоевский это понимал: «Великое дело любви и настоящего просвещения. Вот моя утопия», писал он. Достоевский считал сострадание величайшей моральной ценностью. В основе самой возможности существования общества лежит нравственное самосовершенствование человека. Не бытие, не среда определяет сознание, а наоборот, её определяют духовные качества человека. В романе «Бесы» (1873) писатель разоблачает бесов – революционеров, которые уничтожают и нравственность и веру потому что «если Бога нет, то все позволено». Правда, какой смысл вложил Достоевский в эти слова не ясно, поскольку если Бог есть, то тогда тем более всё позволено, если допустить, что всё происходит по Его воле. К тому же «не согрешишь – не покаешься, а не покаешься – не спасешься».

Так что, греши, кайся и спасайся? У Достоевского все герои только и делают, что страдают, издёрганные и больные, они вызывают сострадание или жалость, отвращение или ненависть. И среда их жизни – тоже. Сплошная смердяковщина и карамазовщина. Мрачный карнавал бессмысленного и страдающего существования. Совестливый и чистейшей души человек – князь Мышкин – «Идиот», он не может в такой среде быть самим собой и быть счастливым. Но всё-таки Бесы превращаются в свиней и падают в пропасть. Писатель нацелен на воспитание в людях добра и любви: «Энергия, труд и борьба. Вот чем перерабатывается среда… Достигнем того, что будем лучше, и среда будет лучше». Писатель-экзистенциалист раскрывал смысложизненные глубины и тайны человеческой жизни, возможно и своей личной жизни. «Человек есть тайна. Её надо разгадать...». Он размышляет о России, русском народе и русской идее. Обратите внимание на главу «Великий инквизитор» в романе «Братья Карамазовы», где говорится о хлебе и свободе. Достоевский считает, что люди свободе всегда предпочтут хлеб. Но ведь без свободы и хлеба не будет. Обратите внимание и на речь о Пушкине и объяснительное слово к ней из «Дневника писателя» за 1880 год, где Достоевский говорит не только о «великом народном писателе», но и о национальных чертах русского народа, его «всемирной отзывчивости», о вере в самостоятельное примиряющее назначение самобытного русского народа в семье европейских народов. Весьма любопытны статьи Достоевского «Еврейский вопрос» и «Государство в государстве» (Собр. Соч. Т.2). Можно не соглашаться, но нельзя не думать. Не случайны его слова: «Недоумения ума исчезают скорее и бесследнее, но ошибки сердца – это уже дух зараженный, это такая степень слепоты, для которой факты ничего не значат, она и факты перерабатывает на свой лад».