Большая нефть
На модерации
Отложенный
Ливийская революция стала последним звонком по идее стабильности в регионе: никакой стабильности там не будет еще очень долго. Цены на нефть не замедлили вырасти и вряд ли в ближайшей перспективе станут падать.
Экономисты и финансовые ведомства, думаю, в состоянии будут не скатиться в долгий производственный конфликт и высчитать связь новой конъюнктуры с бюджетом России, но растущие мировые цены на нефть – фактор еще и политический, и тут одних экономистов может уже не хватить
Если новые сверхдоходы отечественного бюджета будут означать окончательный и бесповоротный финал кризиса, а иначе ситуацию объяснить вряд ли получится, ведь для нас кризис был связан именно с падением цены на нефть, то рост социальных выплат – в этой логике – просто обязан быть выше официальной инфляции. Иначе – накануне выборов – люди не поймут.
И это еще полбеды.
Вторая часть беды связана с тем, что министр финансов, Алексей Кудрин, вряд ли и теперь предложит что-нибудь, кроме складывания денег в различные резервные фонды. Во всяком случае, ничего иного (и политическую конкуренцию, да) он так и не предложил.
Россия пережила кризис, раздавая гражданам деньги (в меньших объемах, чем раньше), теперь же придется снова раздавать деньги, откладывая, что останется «на черный день», который наступит, когда цены на нефть упадут.
Так в общих чертах выглядит наша экономическая политика, которая, по всей видимости, существует для того, чтобы одной рукой раздавать, а второй упрятывать.
И поэтому выход из мирового финансового кризиса может быть куда более болезненным, чем вход. Потому что если в начале нулевых люди были рады росту, шедшему на смену 90-м, то сейчас никакая риторика «про 90-е» больше не работает, а вот риторика о начале нулевых как о времени побед еще очень сильна.
Таким образом, если все социальные выплаты (считая и рост зарплат, который в России последнего времени никогда не был связан с ростом производства) не будут проиндексированы по «докризисному уровню», гражданам накануне выборов придется объяснять, куда все-таки делись сверхдоходы на нефть.
И, боюсь, то, что их снова инвестировали в бумаги США (а ведь Кудрин так и сделает, с него станется), мало кого успокоит.
Инвестировать, вопреки ожиданиям легко отделаться, придется много. Количество трудоспособного населения уменьшилось, образование явно деградировало и обеспечивать технологический прорыв просто некому, чиновничья рента возросла (кстати, вопреки всякому кризису) так, что это видно невооруженным глазом, огромные финансовые проблемы испытывает армия, реальный сектор не доволен высокими налогами – список можно продолжать, и дать придется всем, причем, дать гораздо больше, чем в благословенном 2005-м. Это во всем мире кризис спровоцировал падение цен, в России инфляция росла все эти годы, пусть и небольшими темпами, в отличие от доходов, которые предпочитали падать. Кроме того, модернизация, кроме того, огромные проекты вроде той же Олимпиады-2014, подготовка к которой проходит на фоне нападения отрядов боевиков на Нальчик (плюсуем расходы на борьбу с террором, которые вообще трудно считать).
В общем, кризис вроде закончился, а жизнь становится все труднее – об этом говорят люди на улице, об этом пишут в Сети, и именно эта риторика определит весь ход предстоящих парламентских и президентских выборов.
Люди привыкли жить хорошо, не отвыкли жить хорошо и теперь – когда сам Бог велел – захотят жить еще лучше. А лучше не становится, и это как-то придется объяснять, иначе на выборах не победить.
Комментарии
Вызван он дефицитом энергоресурсов в мире.
В ноябре 2010 МЭА признало, что мир никогда не будет добывать больше нефти, чем было добыто в 2005м.
За радостью россиян вызванной ростом цен на нефть стоит полное непонимание ситуации. Россия в ближайшие годы станет импортером нефти и сегодняшняя жизнь покажется россиянам раем.