Несогласные не намерены уходить с улицы

На модерации Отложенный Несогласные не намерены уходить с улицы

Версия для печати

 

Обсудить на форуме

От ЦИКа независимые кандидаты ждут справедливости, а от мэрии – одобрения новой акции

Дарья Гармоненко

 

Тэги: акция, митинг, оппозиция, несогласные, москва

<hr/>

акция, митинг, оппозиция, несогласные, москваПосле стычек с полицией 27 июля оппозиция просит разрешения на новую акцию. Фото Reuters

По информации «НГ», заявка на митинг 3 августа в центре Москвы подана в положенный по закону срок, сейчас оппозиционеры ждут ответа. При этом, несмотря на суды и допросы у следователей, незарегистрированные кандидаты продолжают идти по пути формального обжалования принятых по ним решений. Теперь у большинства настала пора обратиться в Центризбирком. Эксперты отметили, что даже после столкновений 27 июля властям будет легче решить проблему с согласованием акции, чем с допуском либералов на выборы в Мосгордуму.

После манифестаций 27 июля оппозиционеры  призывают сторонников выходить на новую акцию в центре Москвы уже 3 августа. Однако время и место еще уточняются, а наличие согласования остается под вопросом.

Лидер незарегистрированной Партии перемен Дмитрий Гудков рассказал «НГ», что заявку на акцию еще в начале этой недели подала глава муниципального округа Гагаринский Елена Русакова, однако ответа от мэрии до сих пор не последовало.

По итогам же прошедшей 27 июля акции, как выяснилось, было задержано рекордное количество граждан. По данным проекта «ОВД-инфо», это 1373 человека (см. «НГ» от 27.07.19). МВД, как известно, сообщило о 3,5 тыс. участников, точное число задержанных так и не называлось, но зато указано, что более 600 из них не являются жителями столицы. Вероятно, в акции протеста участвовало намного больше людей, а заявления правоохранителей о численности не выглядят логически достоверными – ведь задержали вовсе не каждого второго, третьего или даже пятого. Если бы протестующие, как они и планировали, собрались бы у здания мэрии, то их можно было бы подсчитать приблизительно. Но поскольку силовики блокировали центр и все время оттесняли людей, которые в результате толпами бродили по всей округе, то споры о количестве выглядят бессмысленными. Однако заявления оппозиции о 20 тыс. человек все-таки выглядит более правдоподобными.

Что касается задержаний, то в том же проекте «ОВД-инфо» отметили их чрезмерную жесткость. Это же будет отмечено и в докладе президентского Совета по правам человека (СПЧ) главе государства. Председатель СПЧ Михаил Федотов отметил, что него есть претензии и к организаторам несогласованной акции, и к сотрудникам силовых структур, которые, по его оценке, действовали «очень грубо».

При этом большинство граждан были достаточно быстро отпущены из отделений после того, как им вменили разные части ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка проведения митинга). Многие ушли домой под обязательство о явке в суды 29, 30 и 31 июля. А к лидерам протеста была применена тактика психологического давления: их развозили в разные ОВД поодиночке. Однако по большинству из них суды были отсрочены на несколько дней – это директор Фонда борьбы с коррупцией Иван Жданов, тот же Дмитрий Гудков. Главу муниципального округа Красносельский Илью Яшина вообще ждут два суда – 29-го и 30-го числа. 31 июля решение будет выноситься по муниципальному депутату Юлии Галяминой.

Правозащитник Алла Фролова рассказала «НГ», что по числу задержаний акция превзошла все подобные мероприятия последних лет – мол, больше было, видимо, только в октябре 1993 года и в результате беспорядков футбольных болельщиков в 2002 году.

Фролова напомнила, что максимальное количество задержанных в последние годы – это 1043 человека на акции «Он вам не Димон» Алексея Навального 26 марта 2017 года. На акции же «Он вам не царь» 5 мая 2018-го в столице задержали 719 человек, а 1600 – по всей России.

Член политкомитета «Яблока» Сергей Митрохин заявил «НГ», что оппозиция не будет менять тактику борьбы: «Главное, надо постоянно поддерживать определенный градус сопротивления. Мы не знаем, может быть, кого-то и зарегистрируют или всех снимут. Насколько известно, все собираются идти по пути обжалования нерегистрации через систему избирательных комиссий и ЦИК». Самому Митрохину в понедельник идти еще только в Мосгоризбирком.

Но многие эту стадию уже прошли и теперь ждут решений Центризбиркома. Например, Гудков планирует подать туда свою жалобу в понедельник. Кстати, в этот же день глава Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Алексей Венедиктов намерен огласить публичное письмо к главе ЦИКа Элле Памфиловой с перечнем нарушений, которые были совершены при проверке документов независимых кандидатов.

Однако после жесткого противостояния власти и оппозиции на улице вопрос с регистрацией ее кандидатов только еще сильнее обострился. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Всех зарегистрируют вряд ли, это для власти является невыполнимым требованием. Хотя, возможно, кого-то все же допустят – не самых раскрученных кандидатов, которые имеют небольшие шансы на победу. Поскольку власти надо показать свою мудрость, то регистрация отдельных кандидатов, с признанием ошибок в проверке подписей, возможна. Власти нужны показательные кейсы, что она действует не по политическим основаниям, а по закону, надо поднять престиж избиркомов, из чего сделают очередное шоу». Эксперт отметил, что и решение о согласовании оппозиционной акции 3 августа, конечно, будет политическим. Видимо, сейчас власти просчитывают свои возможности, а потому и тянут с ответом. По мнению Калачева, оппозиция сделала умный ход, замалчивая заявку на акцию 3 августа: «У власти своя стратегия, у оппозиции своя. Если бы она заранее объявила о 3 августа, то, возможно, 27 июля пришло бы намного меньше людей. Но власти тоже могут проявить хитрость – и согласуют акцию где-нибудь на окраине в Марьино».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин усомнился, что шансы на регистрацию у оппозиционеров высокие. «Версия о регистрации нескольких умеренных кандидатов хотя и имеет место быть, однако вряд ли власти пойдут на это, поскольку тогда возникает сразу несколько проблем. Во-первых, при отказе кандидатам апеллировали к закону и признавали подписи недействительными. Поскольку претензии у кандидатов к проверке автографов схожие, то непонятно, как из этого выходить: трудно будет объяснить, почему одних вдруг зарегистрировали, а других – нет. Во-вторых, если зарегистрируют умеренных и малоизвестных, то наиболее радикальные оппозиционеры будут и дальше призывать людей на митинги. В-третьих, власти всегда опасаются, что если уступить в чем-то одном, то несогласные будут требовать все больше», – пояснил эксперт.

Макаркин при этом отметил, что еще три года назад на несогласованную акцию вышло бы около 1,5 тыс. человек, а сейчас в 10 раз больше, то есть теперь оппозицию уже не запугаешь отказом в согласовании. А следовательно, митинг могут все же разрешить. «Оппозиция наверняка потребует Тверскую для протеста, власти предложат Марьино или Люблино, в итоге все сойдутся на проспекте Сахарова – месте, приемлемом для обеих сторон, в самом центре и в то же время не на знаковом месте, как Тверская. Иначе будут новые несогласованные акции, ведь оппозиция не согласится на окраину», – считает эксперт.