В четырнадцатом веке европейцы уничтожили последних кроманьонцев
На модерации
Отложенный
Канарский архипелаг европейцы открыли в 1312 году. Фактически заново: народы Античности, в частности, греки, финикийцы и карфагенцы, о нем прекрасно знали, но в дальнейшем путь на Канары стерся из людской памяти. Но настал четырнадцатый век Христовой эры...
При чем же тут Канары, спросите вы? Элементарно, но удивительно: именно на этом архипелаге, в 115 км от ближайшей точки на материке, обитали... последние кроманьонцы нашей планеты. Это племена гуанчей, махареров, бимбаче и некоторых других, говорящих на близкородственных языках. В дальнейшем для краткости я буду именовать их всех гуанчами, хотя с буквоедской точки зрения это и неправильно: "истинные" гуанчи жили только на Тенерифе.
Гуанчи - кто они?
В настоящее время чистокровных аборигенов Канар больше нет. Во время нормандского вторжения целые племена вывозились с родных островов как "живой товар", а их исконные земли заселялись французскими, испанскими и итальянскими колонистами. Но тем не менее тип "настоящего гуанчи" нет-нет, да и мелькнет в толпе...
Одна из статуй, изображающая гуанча, с острова Тенерифе
Коренное население Канар разительно отличалось обликом от испанцев и других жителей Средиземноморья. Канарцы обладали светлой кожей (на пару тонов светлее, чем у многих испанцев), серыми или голубыми глазами. Кроме того, среди них было много светловолосых - с русыми и рыжими волосами, а то и патентованных блондинов.
Гуанчи отличались очень высоким ростом - на голову, а порою и на две выше среднего испанца или француза, а также огромной физической силой. Венецианец Альвизе де Ка да Мосто в 1455 году (самый разгар войны за Канары!) писал, что гуанчи (в данном случае те самые, с Тенерифе) способны расколоть щит двумя-тремя ударами... Кулака!
Не меча, не топора - просто кулаком стукнул, и все...
При этом жили гуанчи в абсолютном каменном веке. Металлов не знали в принципе, даже меди. Инструменты и оружие делали из камня и кости. Что удивительно для островного народа - не имели никакого флота, даже в зачаточном состоянии!
Некоторые европейцы отмечали, что сама идея плавать по морю на лодках или кораблях приводила гуанчей в ужас. Хотя некоторые из них умели при необходимости добраться до соседнего острова вплавь, если расстояние не превышает... 9-10 километров.
Впрочем, такие подвиги среди населения Канар были редкостью. Собственная связь между островами там почти отсутствовала.
Аборигены Канар до европейцев не знали даже... Лука! Их единственным метательным оружием была праща, но зато владели они ею отменно.
Но самое главное, то, благодаря чему мы знаем тайну гуанчей - это их мумии. Они мумифицировали своих покойников, и по мумиям их вождей и знатных воинов XV-XVI века ученым удалось определить антропологический тип гуанчей.
Не растекаясь мыслию по древу, скажем сразу: это - мехтоидный тип. Мехтоиды - кроманьонцы из Северной Африки, к тому времени на континенте уже давно уничтоженные.
Они - долихокефалы (обладающие удлиненным черепом, грубо говоря), широкоплечие, с крупным лбом, глубоко посаженными глазами под выступающими надбровными дугами.
Реконструкция облика кроманьонцев-гуанчей
В изоляции на Канарских островах каким-то чудом уцелела последняя ветвь доисторического кроманьонца. Ну, или одна из последних - сейчас выдвигаются версии, что близкими к кроманьонцам являются баски.
Все решает экономика
В течение XIV века правители иберийских королевств (напомню - единой Испании еще не было), в том числе Португалии, предпринимали попытки завоевать Канары, чтобы обратить население в христианство, ну и обзавестись дополнительным источником рабов. В христианстве, в отличие от ислама, нет запрета продавать единоверцев в рабство.
Но в четырнадцатом веке завоевание Канар шло ни шатко, ни валко. Несколько рабовладельческих "экспедиций" вообще исчезли бесследно. Папский престол был готов всучить титул "короля Фортуны" (так тогда звался архипелаг) почти кому угодно, лишь бы как-то завершить дело.
Все изменил 1402 год.
Жил да был тогда нормандский дворянин Жан де Бетанкур, и были у него лакокрасочные мануфактуры. А племена на Канарах растили особое "драконово дерево", из сока (драконовой смолы) которого получали лучшие сорта тогдашних красок.
Зачем торговать, если можно захватить?
Де Бетанкур добился от кастильского короля Энрике III права захватить Канары с последующим образованием королевства (позднее - вышло губернаторство), вассального кастильской короне. Набрал армию и флот. И летом 1402 года вторгся на острова Лансароте и Фуэртевентура.
Люди, закованные в железо, ступили на землю реликтов прошлого. Времена смешались. Толедская сталь скрестилась с каменным топором.
Впрочем, завоевание маленького Канарского архипелага шло очень долго, больше 90 лет. Самому Бетанкуру сидеть среди дикарей и терпеть лишения быстро надоело. Его армии страдали от недостатка припасов, подвозить которые по определенным причинам было сложно. Кроме того, имели место кое-какие личные конфликты с подчиненными командирами. Поэтому уже в 1412 году Бетанкур, передав бразды правления племяннику Масио, вернулся на родину.
Но война уже катилась по архипелагу медленным, но неостановимым бульдозером. Неоднократно сменялись "владельцы" - Масио Бетанкур, например, продал свое право власти испанцу Энрике Пересу - но острова падали к ногам "цивилизаторов" один за другим.
Последним был захвачен остров Тенерифе, причем гуанчи - именно те самые! - в первой битве при Асентехо (1494) умудрились разбить испанский отряд в тысячу сто человек и уничтожить воздвигнутый кастильцами форт.
Но это им не помогло. Уже через два года захват Тенерифе был завершен.
А примерно через 100 лет коренное население Канар прекратило свое существование. Некоторые племена почти поголовно вывезли для продажи в рабство (например, бимбаче с острова Иерро), другие приняли крещение, европейский менталитет, и смешались с европейскими колонистами.
Так исчезли последние кроманьонцы, дожившие до исторических времен.
Комментарии
ТЫ ТОЖЕ КРОМАНЬОНЕЦ. ГОМО САПИЕНС КРОМАНОНСИС, И МЫ ВСЕ ТОЖЕ!!!!