Победа евро над долларом

На модерации Отложенный

Доля доллара в расчетах с Китаем снижается, но это не означает настоящей дедолларизации

В российской торговле с Китаем важная веха: доля доллара в оплате российского экспорта впервые упала ниже 50%, пишет РБК. В этом велика заслуга нефтяников и санкций и почти не заметна роль рубля и юаня.

Цифры и доли

По статистике ЦБ, доля доллара в расчетах за российский экспорт в Китай в первом квартале снизилась до 45,7%. В четвертом квартале 2018 года она была больше половины — 54,5%, а в целом за прошлый год составила 75,1%.

  • Дедолларизация произошла за счет евро: его доля в расчетах за российский экспорт выросла с 0,7% до 37,6%. На рубль пришлось 9,6% объема платежей (+2,8 п.п), на иные валюты, в основном юань, — 7,1% (+2,4 п.п).

  • В общем товарообороте с Китаем ($26,4 млрд в первом квартале) доля доллара больше половины — 55,7%. Китайский импорт Россия по-прежнему оплачивает долларами (66,5%).

  • Причина «евроизации» российского экспорта в Китай одна: переход на расчеты в евро экспортеров энергоресурсов под угрозой санкций США.

  • Энергоносители дают ровно три четверти российского экспорта в Китай. Известно, что российские нефтегазовые компании минимум с прошлого года давят на партнеров, вынуждая их переходить на расчеты в евро. Об этом покупателей просили «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть», а «Роснефть» прописала в контрактах штрафы за срыв платежа из-за санкций, писало Reuters.

  • Национальные валюты проигрывают евро, потому что ни российские банки не готовы работать с юанем, ни китайские с рублем. Правда, в начале июня Россия и Китай подписали соглашение о стыковкенациональных аналогов SWIFT (СПФС и CIPS), но до его воплощения еще далеко.

  • Кроме того, китайские банки крайне опасаются санкций США, и российским компаниям сложно проводить через них операции в принципе, а в рублях — особенно. В этих условиях евро становится естественной тихой гаванью для внешнеторговых операций между странами.

Что дальше

И Китай (чей крупный нефтетрейдер только что попал под санкции за торговлю с Ираном), и Россия заинтересованы в замещении доллара.

Но, что бы ни говорили официальные лица, ни юань, ни рубль в обозримом будущем не займут его место: только евро сравним с американской валютой по удобству и ликвидности.

Даже евро не слишком угрожает гегемонии доллара: сам ЕС ввозит 80% энергоресурсов по долларовым контрактам. В валюте США номинировано 62% объема международного долга, 44% оборота мировых бирж, 63% мировых резервов. В SWIFT евро догоняет доллар (37% против 42%), доля юаня в системе порядка 2%, рубля — 0,2%.

Почему это важно

Динамика российско-китайской торговли подтверждает простую истину: загнать товарообмен, даже с Китаем, в национальные валюты невозможно даже под угрозой реальных санкций и даже нефтяникам. Другие экспортеры тем более продолжат работать в долларах и евро.

Сергей Смирнов