МОР ПЧЕЛ ДОБРАЛСЯ ДО КРЫМА

На модерации Отложенный

МОР ПЧЕЛ ДОБРАЛСЯ ДО КРЫМА

В Крыму, как и по всей России, агрессивные пестициды убивают пчел. На прошлой неделе крымский пчеловод Сергей Земляков потерял около 2,5 миллионов пчел. У него это уже второй мор за год. 

У крымского пчеловода Сергея Землякова 70 пчелосемей. Численность каждой зависит от времени года. Зимой в одной семье около 12 тысяч особей, весной и летом популяции увеличиваются до 70 тысяч. Но только в этом году у Землякова погибло порядка 50% пчелосемей. 

Разведением пчел и продажей меда пасечник занимается уже 20 лет и говорит, что ни разу таких потерь не было. Гибель своих тружениц он связывает с позицией фермеров, которые, чтобы уберечь урожай от вредителей, с каждым годом используют все более опасные яды и не предупреждают пасечников в сроки, указанные в законодательстве. 

Первая потеря пчел Земляковым была зафиксирована в мае: он вывез пасеку под Симферополь, возле пгт Гвардейское, а местные фермеры не предупредили пчеловода о том, что будет проводиться обработка. Так его перевозное хозяйство недосчиталось около 2,5 миллионов насекомых. Вручную пчел никто не считает, свои потери пасечники измеряют килограммами, а потом оценивают количество. 

На прошлой неделе Земляков вернулся со стоянки в лесу. За это время его пчелиные семьи восстановились и достигли майских объёмов. Он снова отправился в Гвардейское. Там на полях пчелы собирали падевый мед — это сладкая клейкая жидкость, которую выделяет тля. Но фермеры снова втихую провели обработку полей агрессивными ядами. 

«У меня не вернулась вся лётная пчела, — рассказал «Примечаниям» Земляков. — Когда понял, что пчёлы погибли, попробовал решить проблему с предпринимателем. Но он мне заявил, что где-то в селе повесил объявление и к нему не может быть никаких претензий». 

И на этот раз пасечник недосчитался порядка 2,5 миллионов пчел. Земляков обратился в Государственную ветеринарную службу Крыма, ее представители должны на днях провести анализ: от чего умерли его насекомые. 

Но установить точную причину гибели насекомых в Крыму невозможно. Здесь могут только выяснить, произошел ли мор ввиду заболевания или из-за отравления. Для более точных результатов погибших насекомых необходимо доставлять на материк. Ближайшая клиника в Краснодаре, а все анализы -платные. 

При этом Земляков настаивает: опытный пчеловод самостоятельно может определить, от чего гибнут его подопечные. «Из-за болезни можно недосчитаться 300-400 грамм, но если килограммами пчелы не вернулись, то такого из-за болезни быть не может, — поясняет пасечник. — Если вся летная пчела в миг осталась на полу — отравление». Свои потери пчеловод оценивает в миллион рублей, но понимает, что вряд ли ему кто-то компенсирует такой ущерб. «Считайте, что я в этом году меда не получу вообще», — констатировал он. 

По словам Сергея, в этом году от мора пчел пострадали десятки его знакомых пасечников — это как те, кто в мае стояли с ним на сборе под Симферополем, так и пчеловоды из других регионов Крыма. 

В Крымском государственном комитете ветеринарии «Примечаниям» заявили, что на полуострове не было зафиксировано массовых жалоб на мор пчел. 

«Если случаи были, то мы готовы взять трупы пчел на исследования, — сообщил председатель ведомства Валерий Иванов. — Я только вернулся из отпуска, но именно о массовых обращениях мне никто не докладывал». 

Председатель комитета напомнил, что обращения в службу ветеринарии — это обязанность пасечников. «Если отравление из-за химикатов, это одно, и надо наказать тех, кто этим занимается.

Другое дело, если это паразитарное или вирусное заболевание, которое переносится и пчелы могут быть опасны для людей и животных», — заключил Иванов. 

В крымском Союзе пчеловодов заверяют, что на полуострове не все так плохо, как на материке. 

«У нас ситуация с мором наблюдается, но не в таких масштабах, как в других регионах», — рассказал «Примечаниям» председатель республиканского Союза пчеловодов Николай Клочко. Членами этого объедения являются чуть более 200 пчеловодов — это примерно 20% от общего количества пасечников в Крыму, поэтому здесь располагают только данными своих подопечных. 

По словам Клочко, в прошлом году были случаи в Красногвардейском районе, тогда погибло около 100 семей от отработки пестицидами полей горчицы. 

Реальное количество пострадавших в Крыму установить невозможно — всего лишь 10% крымских пчел стоят на учете Госкомветеринарии, говорит председатель Союза пчеловодов Крыма. Постановка насекомых на учет требует времени и дополнительных затрат: и сама регистрация, и анализы, которые берут ветеринары, платные. В среднем пчеловоду регистрации подопечных вместе с сопутствующими манипуляциями обходится в год в пять тысяч рублей — сравнительно недорого, если учитывать, что литр крымского меда продают в среднем по 800 рублей. 

Регистрация насекомых — это некая страховка. Если правильно оформить документацию и зафиксировать гибель пчел на полях, то можно взыскать с сельхозпроизводителя виновного в гибели материальный ущерб. Хотя прецедентов, когда пасечникам выплачивали компенсацию за мор пчел, в Крыму не было. 

«Есть пчеловоды, которые не хотят с этим возиться, есть те, которые не знают куда обращаться, — пояснят Клочко. — Необходимо привлекать чиновников, различные государственные службы. Это муторное дело, и потом нужно чтобы пчелы были зарегистрированы, иначе как ты докажешь, что пчелы были твои? А зарегистрированы они не у всех». 

«Примечания» попробовали выяснить у крымских специалистов, какие именно культуры являются самыми опасными для медоносных насекомых и где их выращивают. 

«Опаснее всего поля, приближенные вплотную к селам,— считает пчеловод из Белогорского района Прохор Буркальцев. — Опасны рапс и фруктовые сады, они обрабатываются самыми токсичными химикатами. Другие культуры в основном обрабатывают пестицидами, и пчелы от них не гибнут. Хотя были случаи, когда пчелы погибли на кориандре». 

Чтобы сохранить урожай от вредителей и при этом не навредить пчелам, от которых зависят его показатели, пасечник призывает и фермеров и пчеловодов работать сообща. 

«Я реалист и понимаю, что фермеры будут все равно сеять возле сел, — рассуждает пасечник. — Выход — обрабатывать до цветения, а не тогда, когда уже цветут сады или культуры. Обрабатывать ночью, а не днем, когда угодья посещают пчелы, и добавлять репелленты от пчел — это как от комаров — отпугивающее средство. В свою очередь, пасечники должны предупреждать аграриев о том, что их перевозная пасека разместится рядом с садом или полем». 

По словам Буркальцева, отравление пчел химикатами повлиять на качество меда не может, так как пчелы в основном уже не возвращаются в улей, а если и возвращаются — они не в состоянии делать мед. 

Но сам мед после мора пчел, скорее всего, подорожает, потому что его станет меньше. Или будет замещен на прилавках фальсификатом.

Юлия Соколова 

https://narzur.ru/mor-pchel-dobralsja-do-kryma/