Кризис бездомности в Британии.
На модерации
Отложенный
Под удушающей тенью экономических сокращений в Британии растёт бездомность, бедность и неравенство. С начала правления Консервативной партии в 2010 году бездомность растёт в геометрической прогрессии. Несмотря на невозможность получить точные данные о количестве бездомных, существуют открытые цифры, которые, хоть и не учитывают «скрытых бездомных», рисуют картину растущего кризиса: в 2010 году 1768 человек были зарегистрированы как «спящие в плохих условиях», в то же время 48000 семей жили во временных жилищах. К декабрю 2017 года, по данным отчёта Комитета по общественному учёту, уже 9000 человек были зарегистрированы как «спящие в плохих условиях», и Guardian написала, что «почти 76000 семей жили в чрезвычайных временных жилищах, включая 60 тыс. семей с детьми или беременными матерями». Это 58-процентный рост, по сравнению с 2010 годом.
Когда кто-то спит на пороге - это явное определение бездомности, но бездомным может быть и человек, который живёт с родственниками или с друзьями или во временном пристанище (так называемый «диванный сёрфинг») - это уже «скрытая бездомность», и есть люди которые живут во временном муниципальном жилье. По закону советы обязаны предоставлять жильё определённым категориям: беременным женщинам, родителям с детьми-иждивенцами и уязвимым людям (одинокие, как правило, не считаются таковыми). Если, после рассмотрения дела, совет приходит к выводу, что он не обязан предоставлять жильё, людям отказывают даже во временном пристанище, не говоря уж о постоянном. Тогда у бездомных остаётся единственный вариант – обращаться к частному сектору, что становиться всё труднее сделать по всей стране, включая сельские районы и крупные города, вроде Лондона. Арендная плата высока, а арендодатели становятся всё более требовательными, отказывая в найме людям, которые живут на государственные пособия, часто требуя предоставить поручителей, и предлагая лишь Гарантированный срок аренды (ГСА).
Правительство Тэтчер ввело ГСА в рамках Закона о жилье 1988 года, до которого существовала справедливая рента (в отличие от рыночной ренты) и защищённая рента, что обеспечивало высокий уровень безопасности проживания. Тэтчер отменила всё это, ГСА (который длится 6 месяцев) практически лишает арендатора гарантий проживания, и, в соответствии с рыночными принципами, отменяет все ограничения на величину арендной платы. Следовательно, большинство владельцев жилья берут столько, сколько смогут, многие не содержат жильё в надлежащем состоянии и безгранично пользуются своим правом на владение недвижимости, включая изгнание жильцов по любому своему желанию. Короткие сроки ГСА – одна из основных причин появления бездомных.
Люди с низкими доходами и государственными пособиями могут претендовать на жилищное пособие (ЖП), которое выплачивается местными властями для компенсации арендной платы. В 2010 году, шокированное законом о ЖП, коалиционное правительство инициировало реформу Местные жилищные скидки (МЖС) для арендаторов в «нерегулируемом частном жилищном секторе» - ключевое слово «нерегулируемом». В рамках сокращения государственных расходов новая политика ограничила размер ЖП. МЖС существенно ниже рыночных арендных цен, что приводит к нехватке денег на оплату жилья, а значит к росту долгов и бездомности. По данным благотворительной организации «Кризис», «все доказательства указывают на то, что реформа МЖС – одна из главных причин роста бездомности».
Вместо принятия мер по регулированию рынка частного жилья и борьбы с арендным вымогательством со стороны жадных домовладельцев, правительственная политика наказывает простых граждан и поддерживает систему, которая, в сочетании с заморозкой пособий и ужасным дефицитом социального жилья, привела к катастрофическому росту бездомности. Ещё один пример некомпетентности правительства и намеренного создания общественных трудностей? Если заморозка ЖП продлится до 2020 года, как планирует правительство, «свои жилища потеряют более миллиона семей, включая 375000 семей с хотя бы одним работающим членом», - считает благотворительная организация «Приют».
Ограничение ЖП – один из аспектов правительственной программы жёсткой экономии.
Этими неолиберальными мерами консервативное правительство нападает на беднейших членов британского общества и вырывает сердце из сообщества. Оправданием для такой жестокости является «необходимость бюджетного баланса», но национальный долг постоянно растёт с 2010 года. Служба национальной статистики утверждает, что «общий долг правительства Соединённого королевства в декабре 2017 года составил 1,7 трлн. фунтов стерлингов – что равно 87,7% ВВП» (в 2010 году долг был равен 60% ВВП). Бюджетные сокращения – это идеология, а не экономическая необходимость. Эти сокращения лишают средств местные органы власти, школы, Национальную службу здравоохранения, полицию и социальные службы. Результат – бездомность и общенациональные экономические трудности.
Британские продовольственные банки под управлением Trussell Trust отправили в прошлом году 1,3 млн. посылок с едой, что на 13% больше, чем в 2016 году, а до финансового кризиса 2008 года концепция продовольственных банков была почти неизвестна в Британии. Организация «Приют» считает, что в ближайшее Рождество во временных жилищах будут жить более 130 тыс. бездомных детей, и почти 10 тыс. из них будут жить в хостелах или гостиницах, «где, в большинстве случаев, семьи живут в одной комнате, с общими ванными и кухнями. В целом, количество бездомных детей в Англии, Уэльсе и Шотландии увеличилось за пять лет на 50 тыс. или 59%». И правительство ничего не делает для смягчения кризиса бездомности, а только усугубляет его. Лейбористка Мег Хиллир, возглавляющая Комитет общественного учёта, говорит, что правительственный подход к решению проблемы бездомности стал «полным провалом».
Бездомность – одно из самых дестабилизирующих и болезненных переживаний, с которыми может столкнуться человек. Она способствует усилению психологических и физических проблем, угрожающих человеку, лишая его позитивного взгляда на жизнь и здорового состояния. По данным благотворительных организаций, 46% бездомных страдают от психических заболеваний, в то время как общий средний уровень составляет 25%, и хотя эта цифра очень высока, в реальности при опросах бездомных 86% сообщают о своих психических проблемах. Неудивительно, что исследования показывают, что по мере стабилизации жилищного положения люди чувствуют меньше психических проблем.
Бездомные и нищие, как правило, игнорируются и презираются обществом, и полиция обязана изгонять их из общественных мест, так как они вредят имиджу городов. Благотворительные организации называют три главных причины роста бездомности: «родные или друзья не хотят помогать попавшим в беду; разрыв отношений, включая домашнее насилие; и окончание ГСА». Любой может пострадать от этого, но в здоровом и сострадательном обществе не должно быть подобных вещей, как и самой бездомности. Права на жильё, образование и медицину должны быть защищены от рыночного безумия. Необходимы ограничения на арендную плату. Необходима государственная программа строительства социального жилья. Необходимо увеличить срок аренды, укрепить права арендаторов и восстановить справедливую арендную плату.
Дом или квартира – это жильё, а право на жильё – это основное право человека, которое закреплено во Всеобщей декларации прав человека. Жильё – это не предмет наживы. Причина «жилищного кризиса» в Британии и других странах – финансово-потребительское отношение к домам, лесам, школам, библиотекам и общественным паркам, которые оцениваются в денежном выражении. В результате этого коммерциализируются все стороны нашей жизни, включая жильё и здоровый образ жизни, который лишь удовлетворяет корпоративную жадность, принося вред человеку и природе. Идеология – вот, что лежит в основе многих, если не всех, наших проблем, включая экологические. Правительственная политика только ухудшает положение, так как политикам не хватает ума и воображения для понимания вреда современной социально-экономической идеологии. Необходимо радикально изменить всю систему, чтобы главными приоритетами стали социальная справедливость, сотрудничество и терпимость.
Источник: Britain’s Homeless Crisis, Graham Peebles, counterpunch.org, December 14, 2018.
Комментарии
Комментарий удален модератором