Признаки «уголовки»: руководители Минсельхоза должны ответить перед законом

На модерации Отложенный

Деятельность прежнего руководства НУХ «КазАгро» продолжает возмущать всех граждан Казахстана – от рядовых аграриев до президента страны Касым-Жомарта Токаева. Счетный комитет завершил аудиторскую проверку деятельности квазигосударственной компании за последние три года и обнародовал факты различных финансовых нарушений. Теперь слово за правоохранительными органами. Общество ждет юридической оценки деятельности и уголовного наказания тех, кто принимал решения, вызвавшие астрономические убытки холдинга. И конечно, нельзя забывать о роли в создании всей этой конструкции Асылжана Мамытбекова, который сначала сам руководил холдингом (с 2008 по 2011 годы), а потом влиял на его политику на посту министра сельского хозяйства страны (2011 – 2016) и ответственного секретаря МСХ РК (2018-2019).

Не далее как 22 июля возмущение главы государства «абсолютно неумелым руководством» поддержал и нынешний председатель правления холдинга  Ербол Карашукеев. Он был назначен на этот пост в апреле нынешнего года и тут же запросил независимый аудит того, что наворотили его предшественники. Результаты ужасают.

«Глава государства совершенно справедливо озвучил критику в адрес КазАгро, акцентировав внимание на необходимости его решительного реформирования. Накопленный убыток Холдинга, подтвержденный аудиторской компанией Эрнст энд Янг, на начало 2019 года составил 399,1 млрд. тенге. Половина этой суммы убытков – это потери от девальвации, половина – потери в дефолтных банках второго уровня. Это результат принятых решений предыдущим менеджментом КазАгро за период 2013-2018 годы. К примеру, только в 2018 году сам головной Холдинг получил убыток в 148,3 млрд. тенге», приводит пресс-служба холдинга слова Ербола Карашукеева.

Однако, есть риск того, что результаты работы аудиторов и Счетного комитета, и компании Эрнст энд Янг так и останутся на бумаге, без принятия жестких мер к тем, кто разбазаривал государственные деньги (бюджет страны), так и народные (ЕНПФ И ГФСС). Чтобы не позволить спрятать умышленные преступные деяния ответственных лиц как в самом «КазАгро», так и их «вдохновителей» в МСХ РК мы попросили профессионального юриста с огромным стажем прочитать отчеты аудиторов о проверке холдинга «КазАгро» и его «дочки» АО «Продкорпорация» и дать свою оценку.

- Первым делом, хочу сказать, что такие вот квазигосударственные компании – это  всегда кормушка для чиновников, - отметил юрист. – Поскольку по закону вести коммерческую деятельность госслужащие не могут, а покупать только хлеб за зарплату не хотят, они ищут возможности заработать еще и на икру через холдинги вроде «КазАгро». В ход идет все – невозвратные кредиты, депозиты в банках второго уровня, контракты на аффилированные компании и так далее.

Простой пример из акта проверки «Продкорпорации»: выявлена недостача 1000 тонн картофеля сорта «Гала». А именно, якобы, АО 13.12.2017 года покупает картофель в количестве 1000 тонн у ТОО «АстанаАгроСауда» на сумму 90 млн. тенге. Картофель якобы находился на хранении на складах ТОО «КХ Кенес Агро» (Павлодар, ул Торговая 11). При осмотре складов 20.04.2018 года всего объема картофеля не оказалось, директор ТОО «КХ Кенес Агро» отказался участвовать при осмотре и отказался от подписи, передает собкор «КазахЗерно.kz».

- Усматривается состав преступления в виде хищения вверенного имущества в особо крупном размере, - комментирует юрист. - Преступление оконченное, судебные иски тут не имеют значения. Прослеживается явная связь всех участников сделки с должностными лицами АО «Продкорпорация» или МСХ РК.

Это преступление должно расследоваться по статье 189 ч.4 п.2 УК РК. И основываясь на своем опыте, я вам скажу, что тут изначально никакого картофеля, скорее всего, не было в реальности – все происходило только на бумаге. Цель была одна – украсть те самые 90 млн тенге. Кто-то из МСХ позвонил в «Продкорпорацию», дал задание оформить сделку. И все ее участники потом разделили куш. Любой оперативник МВД или финпола расколет эту схему на раз.

Другие примеры деятельности «Продкорпорации» из отчета аудиторов также раскрывают картину того, как должностные лица «КазАГро» и МСХ РК кормились из бюджетной кормушки. Например, обратим внимание на акт проверки: в нарушение постановления Правительства РК от 27.12.2017г. №885, АО «Продкорпорация» осуществило закуп зерна по завышенной стоимости в объеме 47 664 тонн по цене 54 тыс. тенге за тонну. Это при том, что официальная цена закупа была установлена в размере 42 тыс. тенге.

Получается, с каждой тонны «прибыль» злоумышленников составила 12 тыс. тенге. А итоговый ущерб государству – почти 572 млн тенге!

- Тут любому понятно, что компания, у которой закупалось зерно по завышенной цене  - очень «близкая» к кому-то из руководства, - отметил юрист. – И полмиллиарда тенге ушли в карманы не производителя зерна, а его «покровителей», обеспечивших этот контракт. Усматривается состав преступления в виде злоупотребления служебным положением и хищения со стороны должностных лиц АО «Продкорпорация» или МСХ РК (ст.361 УК РК и ст.189 ч.4 п.2 УК РК).

И еще несколько эпизодов из деятельности «Продкорпорации», которые привели к ущербу государству на сотни миллионов тенге: 

Например, 04.05.2017г. решением Совета директоров «Продкорпорации» образовано четыре Департамента и одна штатная единица заместителя председателя Правления. Но 22.10.2018 года все эти нововведения отменены из-за нецелесообразности. При этом затрачено в пустую средств АО на сумму 170 млн. 112 тыс. тенге! Нарушена ст.4 Бюджетного кодекса. В действиях соответствующих должностных лиц АО или МСХ РК формально усматривается состав преступления в виде халатности (ст.371 УК РК).

А вот пример из работы с банками: несмотря на низкий кредитный рейтинг АО «Эксимбанк Казахстан» и АО «КазИвестБанк», на текущие счета в этих банках АО «Продкорпорация» поместила, соответственно, 10 млн. долларов и 5,5 млрд. тенге. Понятно, что эти деньги в банки были отправлены не «за спасибо». Эти банки в последствии были лишены лицензии. В действиях должностных лиц АО и МСХ, санкционировавших решения о размещении средств, формально усматривается состав преступления в виде халатности или злоупотребления служебным положением (ст.361 УК РК и ст.371УК РК).

Что касается головного офиса холдинга, то тут что ни решение – то повод для уголовного расследования. Но самым наглым, и даже циничным, выгляди то, что на фоне убытков по 120 млрд тенге в 2017 и 2018 годах, руководство не забывало выписывать премии и себе, и своим сотрудникам.

- Несмотря на признаки дефолта и убыточности деятельности КазАгро, в 2016-18гг. были выданы премии в честь государственных праздников, по итогам отчетного периода (квартальные, годовые) на общую сумму 319 млн. 014 тыс. тенге, - отметил юрист. И напомнил, что в практике расследования сомнительной деятельности госорганов Казахстан уже были примеры, когда непомерная любовь чиновников к премиям приводила к расследованию. Пришла пора и бывшим руководителям «КазАгро» ответить по закону.