Цифровой гарем Грефа: «три жены» экосистемы Сбербанка

На модерации Отложенный

Сбербанк и Mail.Ru Group объявили, что создают совместное предприятие стоимостью свыше 100 млрд рублей. Как ожидается, Mail.Ru Group внесет в него сервис доставки еды Delivery Club и 22% сервиса такси «Ситимобил». Сбербанк — долю в 35% в Foodplex и 38 млрд рублей на развитие

Семен Новопрудский.Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова.

Герман Греф любит говорить о том, что Сбербанк не хочет быть и скоро не будет банком, а хочет быть многопрофильной интернет-компанией. И еще в таких случаях всегда произносится загадочное слово «экосистема». Причем это не лягушки вместе с болотами, на которых они живут, и с жучками-стрекозами, которых они едят, как понимает экосистему наука экология. Теперь, похоже, становится более понятно, что такое экосистема Сбербанка.

Крупнейший банк России взорвал очередную информационную бомбу. Вместе с Mail.Ru Group Сбербанк объявил, что создает совместное предприятие стоимостью свыше 100 млрд рублей. Mail.Ru Group внесет в СП сервис доставки еды Delivery Club и 22% сервиса такси «Ситимобил». Сбербанк — долю в 35% в Foodplex и 38 млрд рублей на развитие.

После этой сделки Сбербанк становится совладельцем активов компаний «большой тройки» рунета — «Яндекса», «Рамблера» и Mail.Ru Group. Причем — следите за руками, это очень важно — с каждой из своих трех «интернет-жен» в цифровом гареме Сбербанк будет заниматься принципиально разными бизнесами с возможностью их развития в самые непредсказуемые стороны.

 

В «Яндексе» у Сбербанка «золотая акция» и совместное предприятие с площадкой «Яндекс. Маркет». Это маркетплейс, работающий под маркой «Беру». Он занимается интернет-торговлей и продажей в сети финансовых услуг, а еще хочет заниматься трансграничной интернет-торговлей. Говоря проще и понятнее, стать «русским Amazon». Итак, с «Яндексом» Сбербанк собирается «крутить любовь» на почве интернет-торговли.

С Mail.ru у «Сбера» — еда, транспорт, искусственный интеллект. Мостик к заходу Сбербанка в ретейл, где уже есть ВТБ с «Магнитом». Если «Сбер» станет ретейлером, он сможет устанавливать любые тарифы, в том числе на быстрые платежи по QR-коду.

Через ООО «Эпоха Диджитал» Сбербанк собирается владеть активами, вошедшими в периметр сделки с Rambler Group. Сбербанк будет владеть 46,5% акций ООО «Эпоха Диджитал»; доли текущих акционеров Rambler Group — A&NN и Era Capital составят 46,5% и 7% соответственно.

В рамках этой сделки Сбербанк намерен интегрировать в свою экосистему часть сервисов и продуктов Rambler Group: онлайн-кинотеатр Оkkо (он показывает не только кино, но и, например, с сезона 2019-2020 купил эксклюзивные права на платный показ самого зрелищного и популярного в мире национального футбольного чемпионата — Английской премьер-лиги), кинотеатр «Художественный», Gazeta.ru, Lenta.ru, Afisha.ru, Championat.com, Rambler.ru и «Рамблер.Кассу».

При этом сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино», принадлежащие A&NN и Era Capital, в периметр сделки не войдут. Пока. Но уже очевидно, что через «Рамблер» Сбербанк сумеет войти в медиабизнес, глобальную индустрию развлечений и все сопутствующие ей бизнесы. Например, если вы увидите через пару лет кино, снятое кинокомпанией «Греф пикчерз», — не удивляйтесь.

Наконец, через СП с Mail.Ru Group, судя по объявленной сторонами структуре сделки, Сбербанк заходит в пассажирские перевозки (в том числе, возможно, каршеринг), проекты в области искусственного интеллекта и… доставку еды. А это прямой мостик к походу Сбербанка в ретейл, где его уже заждались ВТБ с «Магнитом». К слову, если Сбербанк станет ретейлером, он найдет способ устанавливать, в частности, выгодные себе тарифы на быстрые платежи по QR-коду в системе быстрых платежей, куда его так заманивает Банк России.

Разумеется, этим экосистема Сбербанка не исчерпывается. Например, в прошлом году он представил своего виртуального сотового оператора «Сбермобайл». Но понятно, что желание стать гигантской многопрофильной интернет-компанией и перестать быть старомодным 178-летним банком «Сберу» легче осуществить в партнерстве и на базе крупнейших интернет-холдингов страны. Для которых к тому же Сбербанк явно останется ключевым кредитором, а их структуры — его корпоративными клиентами.

То есть ни одна из этих «жен» цифрового гарема не посмеет обвинить Сбербанк в «измене» с конкуренткой — иначе «Сбер» может снять их с довольствия. Или просто поглотить. В частности, слухи о возможном поглощении Сбербанком «Яндекса» уже всплывали, а сделка с «Рамблером» напрямую связана с долгами холдинга крупнейшему банку страны.

Правда, такое слияние гигантов происходит отнюдь не только из-за амбиций Германа Грефа, который хочет сделать Сбербанк современной глобальной интернет-компанией, да еще и частной (впрочем, приватизация Сбербанка точно находится за пределами компетенции его руководителя). По большому счету крупнейшие российские банки, прежде всего Сбербанк и ВТБ, в нынешних экономических условиях остаются единственными (не считая непосредственно госбюджета) инвесторами любых крупных проектов в российской экономике.

Так что, возможно, совсем скоро мы будем смотреть «Сбер-кино», заказывать себе в аэропорт «Сбер-такси», встречать курьера из доставки «Сбер-еды» и ездить в «Сбер-маркет» за продуктами. Ну и все равно платить в «Сбер»-банке за коммунальные услуги.