Страсти вокруг Сандармоха
На модерации
Отложенный
Пресс-конференция Международного Мемориала о ситуации в Сандармохе 24 июля состоялась в пресс-центре Интерфакс. Сандармох - лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в 12 км от Медвежьегорска, в котором члены общества «Мемориал» обнаружили место массовых расстрелов жертв репрессий 30-х годом прошлого века.
Как сказано на странице Мемориала в Фейсбуке: «В последние годы ситуация вокруг этого исторического места вызывает тревогу. Во многих средствах массовой информации появились публикации, ставящие под сомнение его аутентичность. На территории памятника без должного научного и юридического обоснования проведены раскопки, потревожившие останки людей. Угроза таких поисковых операций с вольной интерпретацией результатов сохраняется и теперь».
Судя по всему, под «вольной интерпретацией» и «сомнением в аутентичности» имеются ввиду раскопки, организованные Российским Военно-Историческим Обществом, проводившиеся в прошлом году. Дело в том, что урочище Сандармох в годы Великой Отечественной войны были оккупированы войсками Финляндии, в то время воевавшей на стороне гитлеровской Германии. Как сообщил директор Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета, доктор исторических наук Сергей Веригин на пресс-конференции по итогам экспедиции: «Менее года назад я озвучил научную версию, которая была выдвинута мной и профессором Килиным о том, что в урочище Сандармох кроме жертв политических репрессий могли быть захоронены советские военнопленные, которые погибли в концлагерях на территории Медвежьегорского района в 1941 -1944 годах, когда он был оккупирован финскими войсками… Было исследовано два вида пуль: 7,63 мм и 7,65 мм. Данные патроны использовались в нескольких видах оружия. Самыми распространёнными из них являются Маузер С 96 (1896 года) и Браунинг М (1903 года). Финская армия использовала это вооружение в годы Второй мировой войны, в том числе и на территории оккупированной Карелии. В ходе экспедиции были обнаружены останки 5 человек, в том числе одной женщины. Трое из них были захоронены вместе и двое по отдельности. Антропологическая экспертиза показала, что это люди разных возрастов. Они были одеты (это важно, так как жертв политических репрессий перед расстрелом как правило раздевали). Может быть, это были партизаны или местные жители, которые сотрудничали с партизанами. Экспертиза подтверждает нашу научную теорию, что наряду с политическими заключенными в районе Сандармоха могли быть захоронены и погибшие советские военнопленные.
На мой взгляд, нужны дальнейшие исследования».
На пресс-конференции «Мемориала» председатель партии Яблоко и депутат Законодательного собрания Карелии заявила, что «государственная охрана мемориального кладбища Сандармоха надлежащим образом отсутствует». А дальше рассказала о борьбе за статус урочища, как памятника, а не достопримечательного места, который расширяет список допустимых работ. И далее Слабунова назвала Сандармох «территорией произвола и беззакония, какой он был 80 с лишним лет назад». Также она подала в суд на Генпрокуратуру и прокуратуру Карелии за отказ проверять по существу раскопки Российского военно-исторического общества (РВИО) в Сандармохе.
Более того, накануне пресс-конференции «Мемориала» председатель этой организации Ян Рачинский заявил в эфире «Эха Москвы»: «Эти непонятные поползновения с раскопками (РВИО – прим. авт.), с поисками неизвестно чего – это сама по себе некоторая угроза сохранности этого места. И вопрос проведения ежегодных памятных мероприятий, где тоже их статус становится неясен. В общем, возникают определенные сложности проведения».
Кроме того, на просторах Youtube мне попался видеоролик на канале BBC – News, в котором был сюжет про Сандармох с интервью местного жителя. Пожилой человек поведал корреспонденту, подойдя к одному из самодельных памятников: «Родня жертв политических репрессий приходят и облюбовывают этот столбик, прикручивают (фотографию – прим. авт.). Он мог быть расстрелян, но это не значит, что точно он здесь. Потому что мест расстрельных, кроме Сандармоха, очень много». Согласитесь, звучит как-то неубедительно. Всё-таки надо точно знать место гибели родного человека, чтобы ставить подобные памятники.
Казалось бы, почему члены общества «Мемориал» и партии Яблоко так яростно сопротивляются исследованиям в Сандармохе других организаций? Ведь разве не нужно раскрыть всю правду о трагических событиях в этом месте? Создаётся впечатление, что этой «рукопожатой» публике очень неприятны факты о том, что в Сандармохе могут быть захоронены не только жертвы репрессий, но и финнами расстрелянные советские военнопленные. Сложно сказать, почему. Может быть это как-то разрушает удобную им картину истории советского прошлого? Да и благообразная ныне европейская Финляндия предстаёт тогда в несколько ином свете. В любом случае, необходимо установить истину о произошедшей трагедии в Сандармохе, и всякого рода спекуляции здесь недопустимы.
Комментарии