Сжиженный природный газ: экономика и политика в одном суперфлаконе

На модерации Отложенный

 

 Энергетической безопасность для стран Евросоюза  заменила собой  сегодня проблему военной безопасности для стран Западной Европы 50-х - 80-х годов ХХ века. Но вновь, как и 20 лет назад, западноевропейцы тесно связывают этот новый аспект европейской безопасности с Россией. По мнению противников тесного сотрудничества Евросоюза с Россией,( последние - в основном из рядов «евроатлантистов» – США и Великобритании)- сегодня слишком многие европейские страны слишком зависимы от поставок энергоносителей, прежде всего природного газа, поставляемого Россией , представленной на газовом рынке Европы лишь одной корпорацией глобального значения – ОАО «Газпром».

 Для того чтобы обеспечить  для себя наиболее благоприятные условия для поставок энергоносителей,  Евросоюз и США предпринимают самые различные  меры. Их спектр весьма широк и разнообразен. От  предложений заключить выгодную для себя «Энергетическую Хартию» и попыток «экологического торможения» различных российских проектов альтернативных маршрутов поставок газа в Западную Европу, минуя транзитные страны краину и Белоруссию, до реализации собственных крупных проектов по транспортировке газа , которые могли бы обеспечить альтернативные  российским  поставки  природного газа из иных стран. При этом речь идет об альтернативных поставках в очень больших объемах. Бурно развивающиеся технологии в производстве и транспортировке сжиженного природного газа ( СПГ) позволяют добиться этой цели.

 С учетом этого обстоятельства представляются весьма интересными сообщения о различных крупных СПГ проектах во всем мире: проекты производства СПГ в развивающихся странах и проекты транспортировки и регазификации СПГ в странах потребителях из Европейского Союза. Проекты, о которых мы пишем ниже как раз и относятся к категории таких важных альтернативных проектов поставки природного газа в ХХI веке. Перефразируя известный рекламный слоган, можно сказать, что новые проекты морской поставки СПГ есть не что иное как «экономика и политика в одном флаконе», а точнее – в танкере –метановозе , способном за один рейс доставить несколько сот тысяч кубометров сжиженного газа в любую точку мира. Если учесть, что количество подобных газовых супертанкеров постоянно растет, то возникают даже сомнения – чего больше в этих «суперфлаконах» - экономической целесообразности или энергетической политики?

 Для транспортировки огромных объемов СПГ по морю необходимо создание соответствующей инфраструктуры как для отгрузки, так и для приемки и регазификации полученного морем СПГ. Проекты создания подобных терминалов существуют и  развиваются.

 К таким проектам следует отнести  South Hook LNG Terminal, самый крупный СПГ терминал в Европе,  предназначенный  для приема  танкеров-метановозов   на западном побережье Уэльса, в  глубоководной бухте Milford Haven. Строящийся терминал СПГ является британским совместным предприятием, в котором 67,5% акций принадлежат катарской государственной корпорации Qatar Petroleum, а 24,15% и 8,35% принадлежат,  соответственно, американской  корпорации ExxonMobil и французской  Total.

 Почему у небольшого государства Катар почти три четверти всех акций этого британского супертерминала? Потому что Катар является главным поставщиком СПГ на этот терминал и для того чтобы обеспечить адекватную отправку СПГ морем в Великобританию в Катаре ведется еще одно крупное строительство. Также терминала, но с целью отправки СПГ. Американская корпорация FLUOR уже осуществила поставки оборудования ( включая емкости для хранения СПГ, криогенные насосные станции для закачки СПГ в танкеры и т.п)  и обеспечила квалифицированными кадрами этот проект «RasGas” на сумму 1,5 миллиардов долларов. «RasGas» также является совместным предприятием, в котором государственной компании  Qatar Peroleum  принадлежит 70% акций,  а американской ExxonMobil Corporation – 30% .

Морская  перевозка СПГ на маршруте между  терминалами RasGas и  South Hook  будет осуществляться пока 14 газовыми супертанкерами, которые обычно принимают на борт в свои криогенные (низкотемпературные) танки СПГ в объеме от  138 тыс.

кубометров до 145 тыс. кубометров. Спущенные на воду в 2007 и 2008 году супертанкеры серии D-Flex  и  D-Max  перевозят еще больше СПГ – соответственно, 210 тыс. и 260 тыс. кубометров сжиженного (при температуре  196 градусов ниже Цельсия) природного газа. Если учесть, что при регазификации, (то есть при превращении сжиженного низкотемпературного газа в обычный газ при нормальном давлении и температуре) один кубометр СПГ преобразуется в 600 кубометров обычного природного газа ( что в свою очередь является топливным эквивалентом равным одному литру бензина), то за один рейс супертанкер D-Max может доставить из Катара в Великобританию  156 МИЛЛИОНОВ кубических метров газа.

 Много это или не очень? Если взять, например, годовое потребление газа такой небольшой европейской страной как Венгрия ( 15,5 миллиардов кубометров в 2007 году), то для годичного обеспечения газом  всей этой страны необходимо всего 100 рейсов супертанкеров D-Max. Жаль только, что швартоваться в озере Балатон они не смогут. Но, если говорить совсем серьезно, то при полном объеме газового экспорта России в Европу на уровне около 124 миллиарда кубометров в год, для того чтобы полностью отказаться от российского газа необходимо осуществить менее  одной тысячи рейсов таких супертанкеров в год. Зная по истории Второй мировой войны чудеса военных перевозок по морю из США в Европу нет никаких сомнений, что в случае необходимости по причинам «энергетической безопасности» США могут быстро организовать производство и транспортировку ( а если нужно, то и охрану) такого количества газа супертанкерами, которое они сочтут нужным. Никаких технических проблем для США и ее союзников в этом нет. Нам, россиянам, жителям континентальной Евразии, очень трудно понять, что могут быстро и при этом  хорошо сделать для перевалки огромного количества груза морем именно морские державы, прежде всего США. Это факт, который не стоит забывать строителям газовых потоков по морскому дну. Газовые потоки по дну морскому нужны, пока они нужны потребителю как более надежный способ транспортировки газа минуя не очень надежные маршруты через страны-транзитеры: Украину, Польшу и даже Белоруссию.  Но бурный рост СПГ перевозок морем наглядно демонстрирует что подобное – транспортировка трубопроводом - не будет оставаться навсегда. Об этом не следует забывать.

 

Сколько же газа сможет принимать всего один супертерминал СПГ  South Hook ? После запуска на полную мощность в первом квартале 2010 года этот терминал сможет принимать ежегодно 15,6 миллионов тонн СПГ или, после регазификации, – 21 миллиард кубометров природного газа, которые будут закачиваться с терминала в Национальную газораспределительную Сеть. И это составит 20% от ВСЕЙ потребности Великобритании в природном газе.

 

Здесь есть о чем призадуматься. И Газпрому и тем, кто определяет экспортно-сырьевую модель российской экономики. Какими будут завтра, и тем более послезавтра, цены на газ в Европе при массированных поставках дешевого СПГ из самых разных стран – Катара, Алжира и других  газодобывающих стран? Конечно, у нас есть, как альтернативный вариант экспортных маршрутов, «вечно голодный» к энергоресурсам соседний Китай. Но Китай всегда очень жестко торгуется и продать ему «по европейской цене» газ вряд ли удастся. А если трубопроводы, ведущие на Запад будут загружены лишь частично, то какой будет цена газа? И для Запада и для Востока?

 

Все эти вопросы очень непросты. Но ясно одно: необходимо форсированными темпами развивать производство СПГ в России и необходимо сделать прорыв в новых способах транспортировки газа, причем, не обязательно для экспорта. Конечно, можно по прежнему качать газ по трубе, брать за прокачку газа дополнительные хорошие деньги  и при этом рассчитывать на то что это «вечный бизнес». Но ничего вечного нет. Включая способы транспортировки газа. Со всеми вытекающими из этого чисто экономическими и сугубо политическими следствиями, как для Газпрома, так  и для российского государства, для его внешнеэкономической политики, для реальной роли России в  мировой политике. Частный пример строительства супертерминалов СПГ и супертанкеров СПГ наглядно свидетельствует о том. что у «евроатлантистов» есть хорошо продуманная и уже технически реализуемая стратегия в отношении «энергетической зависимости Европы от России». Что, как минимум, ослабляет позиции России в Европе, а как максимум, делает Россию «не очень нужной» для Европы. А это является подтверждением того, что в новых исторических условиях старые цели создания НАТО остаются неизменными. А именно : «To keep America in, Germany down and Russia out”. То есть «Держать Америку в Европе, Россию – за пределами Европы, а Германию держать в подчиненном состоянии».  

Полный текст с иллюстрациями по:

http://stroev-articles.narod.ru/lng-supertankers-1.html