Библейский взгляд на женщину, Часть 1.

На модерации Отложенный

Представляю вашему вниманию первую часть обзора. По ходу разбирательства обнаружилось даже больше интересных деталей, чем я сама ожидала. Обзор не претендует на полноту, некоторые темы намечены тольк в общих чертах. Но, надеюсь, вам будет интересно.

Бытие: от сотворения мира до потопа
Ева: Сотворение
 Итак, начнем сначала.
     Впервые женщина упоминается в первой главе книги Бытия, описывающей сотворение мира:
1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 
1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 
1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

Здесь всё выглядит вполне благопристойно: Бог создаёт людей, мужчину и женщину, им как паре он отдаёт землю, наказывая плодиться и размножаться.

Во второй главе история сотворения человека описывается более подробно. Уточняется, что в первую очередь Бог сотворил мужчину, поселил его в Эдемском саду и дал первую заповедь — не есть плодов дерева познания добра и зла. Затем Бог посчитал, что «не хорошо быть человеку одному».

2:18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 
2:19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
2:20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Интересно, что первый поиск помощника проводился среди различных зверушек :) Но среди них не нашлось достойной компании человеку.

2:21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. 
2:22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
2:23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

(Примечание: В русском тексте не очевидно, почему «она будет называться женою, ибо взята от мужа»; в древнееврейском языке это однокоренные слова «иш» и «иша».)
2:24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.


Это первый ключевой момент для понимания библейского видения женщины. Из этого текста видно следующее:

- женщина вторична по сравнению с мужчиной, она создана позже него;

- женщина создана для мужчины, как помощница, дополнение, а не как самодостаточное существо;

- брак понимается как воссоединение мужчины с его утраченной частью, как возвращение ему того, чем он имеет законное право обладать. Без брака мужчина не обладает полнотой человеческой природы, жена ему необходима для обретения цельности. Для женщины же брак - сама собой разумеющаяся необходимость, именно для этого она и была создана. Такое восприятие брака фактически сохранялось на протяжении всей дохристианской эпохи, безбрачие категорически не одобрялось.

Это клеймо «Адамова ребра» преследовало женщин на протяжении всей истории иудейско-христианской культуры, да и по сей день никуда не исчезло.

Периодически предпринимаются попытки юмористически переосмыслить эту историю, например:
«Бог создал мужчину, а потом решил, что способен на большее и создал женщину.»
Адела Сент-Джон

«Бог сначала создал мужчину, а потом женщину. Ведь сначала делается набросок, а потом шедевр.»

Вполне остроумно и в чем-то логично, однако же противоположную точку зрения поддерживают совсем нешуточные авторитеты. Женщина как придаток к мужчине, как дополнение мужчины; женщина всегда на вторых ролях; женщина для мужчины, а не наоборот — именно так видят женщину иудаизм, христианство, ислам.

«Женщина — друг человека», но не человек; женщина создана из ребра, «единственной кости, в которой нет мозга» - это уже из современного «юмора» вполне светских людей.


Ева: грехопадение и изгнание из рая
Роль женщины в грехопадении — второй ключевой момент, оказавший огромное влияние на отношение к женщине в иудейской, христианской и мусульманской культуре.

Итак, изначально люди были безгрешны, не имели стыда, поскольку не знали, что такое добро и что такое зло.
2:25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Затем змей (как правило трактуется как дьявол) совратил женщину, уговорив ее нарушить запрет Бога.

3:1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 
3:2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3:3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
3:4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
3:5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
3:6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

3:7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Итак, через женщину грех пришёл в мир, она виновна в грехопадении, она не только согрешила сама, но и ввела в грех мужчину. Именно эта история послужила источником мнения о женщинах, как о порочных созданиях, более подверженных искушениям и соблазнам, чем мужчины, да еще и способных совратить мужчину с пути истинного. В общем, «женщина — сосуд диавола». Высшее воплощение эта идея нашла в процессах над ведьмами

От Бога, конечно, далеко не скроешься. Далее происходит показательная разборка в раю, в которой Адам сваливает всю вину на женщину (и косвенно на Бога, между прочим), а женщина кивает на змея, совратившего ее:
3:8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
3:9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
3:10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
3:11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
3:12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал,
она дала мне от дерева, и я ел.
3:13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Бросается в глаза трусливое поведение Адама. Перед лицом недовольного Бога он не проявляет ни смелости, ни достоинства, валит всё на женщину, пытаясь преуменьшить свою вину. Можно только представить себе, как он винил её за этот первый проступок всю их оставшуюся долгую жизнь :)

После этого Бог проклинает мужчину, женщину, змея и всё творение. Вот проклятие, которое досталось женщине:

3:16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Итак, женщина наказана подчиненностью мужу и мучительным деторождением. Теперь она уже не просто «помощница» и дополнение, теперь муж может «господствовать» над нею, ее подчиненная роль закрепляется окончательно. Что это означает и к чему привело — долго распространяться не надо, это общеизвестные факты. А вот о влиянии первой части проклятия стоит рассказать немного подробнее. Это всего лишь одна строчка в библейском тексте, но она оказала немалое влияние на отношение к родам. Как ни странно, но эта строка до сих пор активно цитируется в текстах далеко не богословских, а посвященных вопросам обезболивания родов. На полном серьезе обсуждается вопрос: не противоречат ли средства обезболивания, как медикаментозные методы, так и другие, вроде дыхательных практик, воле божьей? Также есть мнения, что женщины, не затронутые влиянием авраамических религий, рожают гораздо легче и с меньшими страданиями, чем те, кто воспитывался в представлении о том, что роды непременно должны быть тяжелыми и болезненными.

Возможно, эта трактовка связана с неточным переводом, использованное слово могло означать не столько «боль», сколько «труд», «тяжелое усилие», «расстройство», но всё же факт остаётся фактом — «проклятие Евы» так или иначе действует до сих пор. В общем, не будучи специалистом в этом вопросе, оставлю дальнейшее раскрытие этой темы более компетентным людям.

Интересная деталь — только после грехопадения и изгнания из рая первая женщина обретает имя собственное:

3:20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

До того она была просто «жена». Об именах женщин подробнее еще поговорим дальше.

Откуда взялась жена у Каина?
      Этот вопрос часто возникает у людей, которые впервые интересуются библейским текстом. Хотя, казалось бы, он довольно тривиальный и разгадка лежит на поверхности.

В начала 4-й главы Бытия описывается рождение у Адама и Евы двух сыновей:

4:1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
4:2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. 

Далее описывается конфликт между Каином и Авелем, в результате которого Авель убит, а Каин изгнан из семьи и отправляется скитаться по земле.

4:16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
4:17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. 

На этом моменте возникает закономерный вопрос: откуда у Каина взялась супруга? Других людей Бог не создавал. О ее рождении не упомянуто, в тексте она возникает как бы из ниоткуда. Однако в начале следующей главы, где приводится родословная Ноя, написано:

5:3 Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
5:4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

То есть, вполне логично предположить, что на момент инцидента между Каином и Авелем у Адама и Евы была еще и как минимум одна дочь, которая и стала женой Каина. Просто про ее рождение не сочли нужным упомянуть. Это весьма характерная черта библейского текста — рождение девочек часто считается недостойным упоминания.

Также характерно, что многие женщины, как и жена Каина, проходят безымянными тенями, даже если с ними происходят какие-то значимые события. В то же время, редко можно встретить безымянного мужчину. Все значимые и даже большинство второстепенных и третьестепенных персонажей имеют имена. У многих важных персонажей не просто есть имя, но и подробно объясняется, почему он получил именно такое имя. Для женщин это можно наблюдать значительно реже, собственно, наречение именем Евы и переименование Сары в Сарру — едва ли не единственные примеры. Это очень важный момент, учитывая роль имени в архаичном обществе (в которое и уходит корнями библейский текст).

Приведу несколько цитат из книги из книги Т.В. Топоровой "Культура в зеркале языка: древнегерманские двучленные имена собственные":

«Как известно, основатель функционализма в этнографии Малиновский выдвинул так называемую теорию "нужд" (needs), согласно которой все элементы, составляющие культуру архаичного племени (от имени собственного до мифа) возникают как ответ (answer) на определенный вопрос, продиктованный настоятельной потребностью. Исходя из этой концепции, наименование представляет собой не игру или развлечение, а абсолютную необходимость, связанную с глубинной сущностью человека. Nom.pr. (имя собственное) представляет собой не этикетку, ярлык, а символ, сложным образом соотносимый с природой индивида. Мифологическое осознание nom.pr. как внутренней субстанции проявляется в некоторых культурно-исторических традициях, в которых "наречение именем новорожденного принимает форму отгадывания его сущности или ср. возможность понимания первого элемента в индоевропейском слове для имени *n-men- как 'в, внутри'".

Архаическая модель мира предполагает тождество имени и природы его носителя.”

“Важным следствием типичного для мифопоэтического сознания отождествления имени и природы его носителя явилась креативная функция называния, сополагающая процесс созидания и номинации, согласно которой имя оказывает активное воздействие на индивида, формирует его как личность, определяет его судьбу, т.е. оно первично по отношению к объекту.”

Исходя из этого, лишение многих женщин имени выглядит далеко не безобидным и не малозначимым фактом.

Ада и Цилла — первый случай многоженства
     В седьмом поколении от Адама появляется многоженец Ламех:

4:19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.

Про их личности ничего не рассказывается, упоминаются рожденные ими дети, в том числе даже одна дочь. Правда, у каждого из сыновей свои достижения, а дочь, видимо, ничем не отличилась, но по крайней мере названа по имени.

4:20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
4:21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
4:22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

Поскольку это первое упоминание про двух жён, то, по-видимому, подразумевается, что это первый такой случай.
     В дальнейшем многоженство станет весьма популярным, у большинства патриархов, царей и прочих выдающихся персон будет более одной жены.


Кто же всё-таки рожал?

     Наверно, все слышали старую шутку: «Авраам родил Исаака. Исаак родил Иакова....А что потом случилось, что рожать стали женщины?»

     На данный момент это звучит странно и нелепо, однако в Библии все родословные приведены именно в таком виде, например, 5 глава Бытия — родословная от Адама до Ноя, 10 и часть 11 главы — родословная от Ноя до Авраама, женщины в них упоминаются лишь в стандартной формулы «и родил сынов и дочерей». Имен дочерей нет (они не важны), про жён вообще ни слова.
Хотя про отдельных женщин периодически говорится, что они родили такого-то и такого-то (см. выше про Еву, Аду и Циллу). Но в родословных им места практически нет. Ада и Цилла — редкое исключение, видимо, в связи с тем, что это примечательный случай.
«Дочери человеческие» и невестки Ноя

И еще раз женщины послужили причиной умножения зла на земле.

6:1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
6:2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
6:3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны
Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Итак, женщины теперь могут совратить не только земного мужчину, но и «сынов Божиих», то есть, ангелов. (Это наиболее распространенная трактовка.) 

После этого люди так развратились, что Бог пожалел, что создал человека и решил устроить потоп. Единственному праведному человеку - Ною - Бог велит построить ковчег, в котором он и спасается вместе со своей семьей и целым зоопарком различных зверей. Семейство Ноя состоит из его жены, трёх сыновей и их жён. Известны имена всех трёх сыновей, но ни одна из женщин не названа по имени. А вот так описывается завет, который Бог заключил с Ноем после того, как потоп закончился.

9:8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
9:9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
9:10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;

9:11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

То есть, завет с Ноем и сынами его, женщины, видимо, отнесены к категории «всякая душа живая», наряду с птицами и скотами.

Далее следует история вавилонской башни, женщины в ней не упоминаются никак.

Следующая женщина, которая упоминается в Библии — это Сара, но про нее, как и про остальных жён патриархов, поговорим отдельно.