Сталинские генералы. Они не умели НИЧЕГО. Огромные потери неизбежны!
За годы 2-й Мировой войны СССР потерял около 27 млн своих граждан! Не было НИ ОДНОГО заседания Государственной думы России или парламента Республики Беларусь для расследования таких ОГРОМНЫХ потерь - больше чем в любой из 60 стран, участвовавших в этой войне! Слушая речи правителей этих стран, может сложиться ВПЕЧАТЛЕНИЕ, что они гордятся тем, что “погиб каждый третий”, что так много ПОГИБЛО советских людей……..
США начали войну в декабре 1941 года – на них напали японцы в Перл-Харлбор, при этом погибло около 2,5 тысяч американцев, потом было 10 заседаний Конгресса для расследования этой катастрофы – и закончили её разгромом Японии, в сентябре 1945 года. Всего Соединённые Штаты потеряли убитыми за годы войны около 300 тысяч человек!
А ведь таких ЖЕРТВ среди советских людей могло бы и не быть, если бы не кровавая диктатура, уничтожавшая умных, порядочных, образованных, свободолюбивых, инициативных людей и расставившая бездарей, малообразованных, приспособленцев, трусов, холуёв, без чести и совести, с рабской душонкой на руководящие должности, НАСАЖДАВШАЯ в стране атмосферу СТРАХА, НЕДОВЕРИЯ, доносительства и вызывавшая НЕНАВИСТЬ у значительной части населения “империи Зла”……..
“Лишь в сентябре 1942 года, что характерно, новый командующий Западным фронтом – генерал-полковник Конев разрешил своим войскам рыть траншеи, “одобрил и рекомендовал для практического руководства”. Но просто рекомендовать было недостаточно. На втором году войны выяснилось, что многие командиры пехотных частей, воспитанные на самой передовой военной науке, могли с криком “За Родину, за Сталина” идти впереди наступавших цепей, но “не умели как следует привязывать траншеи к местности, так, чтобы они обеспечивали хорошее наблюдение и обстрел впереди лежащих участков, не могли правильно использовать естественные препятствия для усиления противотанковой обороны. Не все гладко было с расположением и привязкой к местности основных огневых точек, не ладилось с маскировкой”. Всему надо было учиться заново. Тогда же была впервые составлена инструкция по инженерному оборудованию траншейной обороны. Конев утвердил её 13 октября 1942 года.
А уже 10 октября была получена директива на продолжение Ржевско-Сычевской наступательной операции”. (Владимир Бешанов “Год 1942 – “ учебный”, Москва, 2008 год, стр. 348-349).
“Сталинские генералы готовились только наступать, но, как выяснилось, наступать они тоже не умели. Во-первых, сразу терялось управление; во-вторых, “не хватало опыта”; в-третьих, мешал противник, создавая своими действиями “сложную обстановку”. Примеров тому не счесть.
Май 1942 года. Уже год идёт война, германская армия потерпела поражение под Москвой, но устояла. Воспрянувший духом Сталин велел закончить войну в 1942 году. Две армии Юго-Западного фронта, наступая на Харьков, сами влезли в организованный для них немцами “мешок”. В последний момент маршал Тимошенко отдал приказ: развернувшейся частью сил и совместными ударами разгромить вышедшего в тыл противника.
“Ничего не скажешь, - пишет маршал Москаленко, командовавший 38-й армией, - замысел был смелый и представлялся авторам простым и реальным. На деле всё обстояло не так просто. Прежде всего, необходимо было произвести перегруппировку больших масс войск, разбросанных на большом пространстве. А мы тогда ещё не умели делать это должным образом”.
Июнь. Самому Москаленко дали танковый корпус и приказали контратаковать:
“Танковые бригады нанесли удар в лоб. Между тем были вполне возможны и обходные манёвры, которые, несомненно, дали бы лучший результат…К сожалению, в описываемый период войны мы ещё далеко не всегда обладали таким умением и ещё только накапливали драгоценный опыт…Да, многому научились мы в ходе майских и июньских боёв в 1942 году. Стали лучше видеть и предугадывать замыслы противника, лучше планировать и управлять боевыми действиями”.
Начало июля. Три советских танковых корпуса в районе Старого Оскола вступают в сражение с 48-м танковым корпусом противника и терпят поражение. “Командиры танковых корпусов, - объясняет маршал А.М. Василевский, - ещё не имели достаточного опыта…..”
ОНИ НИЧЕГО НЕ УМЕЛИ, кроме как стучать кулаком, требовать “стоять насмерть”, грозить трибуналом, “внушать бодрость” при помощи заградительных отрядов и забрасывать врага трупами красноармейцев.
Летом 1942 года Сталин окончательно убедился, что “гинденбургов” у него нет. Их и не могло быть. В Большой войне, которую он по-дилетантски готовил, они ему были не нужны. Полководцев Отечественной войны пришлось готовить в ходе самой войны и лично, осваивая постепенно военное дело, писать для них инструкции: о необходимости использовать радиосвязь и иметь резервы, об использовании инженерных заграждений, об “артиллерийском наступлении” и концентрации сил, о взаимодействии, о пересмотре тактики и даже о необходимости проявлять инициативу.
Расплачиваться за невежество пришлось долго и большой кровью. Не своей, конечно.
22 августа 1944 года маршал Г.К. Жуков писал начальнику Главного управления кадров:
“Чему нас учит полученный опыт?
Во-первых, мы не имели заранее подобранных и хорошо обученных командующих фронтами, армиями, корпусами и дивизиями. Во главе фронтов встали люди, которые проваливали одно дело за другим (Павлов, Кузнецов, Попов, Будённый, Черевиченко, Тюленев, Рябышев, Тимошенко и др.), на армии ставились также малоизученные люди.
Иначе и не могло быть, так как подготовленных ещё в мирное время кандидатов на фронты, армии и соединения не было. Людей знали плохо. Наркомат обороны в мирное время не только не готовил кандидатов, но даже не готовил командующих командовать фронтами и армиями…короче говоря, каждому из нас известны последствия командования этих людей и что пережила наша Родина, вверив свою судьбу в руки таких командующих и командиров…..
Все эти командиры учились войне на войне, расплачиваясь за это кровью наших людей”.
Таким образом, маршал Жуков письменно подтвердил всё изложенное выше. Что мне импонирует в характере Георгия Константиновича, так это его скромность. В списке военачальников, “которые проваливали одно дело за другим”, себя он обозначил под псевдонимом “и др.”.
Судя по количеству израсходованных им солдат, “маршал Победы” был одним из самых бестолковых. Впереди у него была Берлинская наступательная операция; по темпам потерь (16 тысяч убитыми и ранеными ежесуточно) она превзошла даже самые кровопролитные летние сражения 1943 года (11-12 тысяч в сутки). Война почти закончилась, и Жуков, видимо, спешил восполнить пробелы в своём “образовании”, расплачиваясь кровью сполна”.(Владимир Бешанов “Кроваво-красная” армия. По чьей вине?”, Москва, 2010, стр. 304-306)
СССР, Сталин готовится к Большой войне, к “освободительным походам”, к установлению Советской власти в Европе, к победе Мировой революции во всемирном масштабе…….Планы были грандиозные, но личности, вынашивавшие эти планы, были одиозные……..
“Для огромного количества развёрнутых в стране училищ и школ не хватало ни материальной части, ни преподавательского состава.
Так, на 1 января 1941 года училища и лётные школы ВВС преподавателями были укомплектованы только на 44,1%. В этих же учебных заведениях вместо положенных по штату 1276 бомбардировщиков СБ имелось в наличии лишь 535, кабин с двойным управлением вместо 743 всего 217.
Несмотря на то что в стране ежегодно строились тысячи самолётов, “сталинских соколов” учили летать на устаревшей технике…….
Горючим лётные училища обеспечивались на 41,4% от потребности, соответственно и танковые – тоже.
Трёхлетний срок обучения почти во всех училищах был сокращён до двух лет, а качество его постоянно ухудшалось, в упрощении доходя до примитивизма. Вместе с расстрелянными военачальниками исчезли и написанные ими учебники и наставления. С.М. Елизаров вспоминал: “В офицерских училищах нас учили приёмам “отбивания конницы справа и слева”, бессмысленной шагистике. А созданных революционными полководцами учебников мы в глаза не видели”.
В апреле 1940 года на заседании начальствующего состава, посвящённом итогам Финской войны, был озвучен факт, великолепно характеризующий качество подготовки командных кадров: в 142-й стрелковой дивизии из начальствующего состава лишь 17% знали компас, карту и умели ходить по азимуту!
Зато в учебных планах всех военных и военно-политических училищ, курсов, военных академий, дивизионных партийных и комсомольских школ был введён специальный курс “О методах борьбы со шпионско-вредительской, диверсионной и террористической деятельностью разведок капиталистических стран и их троцкистско - бухаринской агентуры”.
Широко применялись досрочные выпуски.
За три предвоенных года военные училища наштамповали 48 тысяч красных командиров.
На 1 января 1941 года списочная численность командно-начальствующего состава армии и флота составляла 579 581 человек, в том числе в сухопутных войсках проходили службу 427 тысяч, в военно-воздушных силах – 113 тысяч человек. Из них 7,1% имели высшее, 55,9% - среднее, 24,6% - ускоренное военное образование и 12,4% вообще не имели никакого военного образования.
В связи с частыми перемещениями офицеры перед войной исполняли свои обязанности непродолжительное время и не успели приобрести необходимый опыт. До половины командного состава имели практический командный стаж от 6 месяцев до одного года. Во всех округах, ввиду некомплекта 77 тысяч кадровых офицеров, 30-40% командиров среднего звена составляли офицеры запаса с недостаточной военной подготовкой.
“Наши академии, школы и курсы неправильно учили командные кадры, - прозрел в 1944 году маршал Жуков, - а именно:
1) Теоретическое обучение шло явно в ущёрб практическому обучению. Опыт войны показал, что только те командиры оказались хорошими командирами, которые выросли на полевых работах, а не в кабинетах…..
2) Наши командиры очень плохо знали и знают технику (авиацию, артиллерию, танки и пр.).
3) Волевые качества нашего командира – инициативы, умение взять на себя ответственность – развиты явно недостаточно, а это пагубно сказалось в ходе войны в первый период….”
За шесть дней до германского нападения на СССР сотрудники военного атташе США в Москве составили донесение для Отдела военной разведки с анализом состояния Красной Армии, в котором, в частности, писали:
“Руководство армии состоит из необразованных и даже невежественных людей. В результате чистки 1938 г. из армии были изгнаны способные военачальники, что сделало её сегодняшний высший командный состав в качественном отношении неполноценным.
Офицерский корпус в целом может быть охарактеризован подобным же образом, за исключением офицеров молодого возраста. Возросшее значение, придаваемое последние десять лет системе военных училищ, подняло общеобразовательный уровень среди половины офицеров молодого поколения, но в этом отношении ещё предстоит сделать очень много”.
Недоучившись, недолетав, недостреляв, “неправильно обученные” свежеиспечённые командиры разъезжались в строевые части принимать технику и любимый личный состав…….” .(Владимир Бешанов “Кроваво-красная” армия. По чьей вине?”, Москва, 2010, стр. 324-327)
Комментарии