Философ разума и света Монтескье
На модерации
Отложенный
С конца 1600-х до конца 1700-х годов длился «век разума и света», время расцвета науки, веры в прогресс человечества. Просветители были убеждены, что если сделать знания достоянием людей, то все проблемы будут решены и все беды преодолены. Наибольший размах это движение получило во Франции. Известны французские просветители Монтескье, Вольтер, Руссо, Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро. Погуглите, читатель. Их девиз: «Все должно предстать перед судом мыслящего разума, ибо он есть единственное мерило всего сущего». Такая позиция способствовала освобождению от средневекового религиозного мрака и вела к новому восприятию мира и жизни.
Шарль Монтескье (1689 – 1755) замечательная личность, Член Парижской академии наук и основатель социологии, известен прежде всего философским романом «Персидские письма» и фундаментальным трактатом «О духе законов». Много путешествовал, вникал в жизнь историю искусство других народов. Его называли гражданином мира, но он оставался патриотом: будучи дворянином Монтескье высшей добродетелью объявил любовь, но не к Богу и не к Королю, а к отечеству, что возмутило и клерикалов и придворных. Монтескье излагал основы научного понимания природы и общества, старался понять закономерности исторического развития общества, разоблачал корысть и лицемерие церковников, их нетерпимость к инакомыслящим и инаковерующим. Он считал что государство призвано обеспечить интересы всех слоёв общества, но видел много несправедливости и понял, что это происходит в виду извращения самой сути государства. Это происходит потому что «всякий человек, обладающий властью склонен злоупотреблять ею пока не достигент предела»! И чтобы избежать таких злоупотреблений государство должно стать правовым, то есть необходимо правовое регулирование отношений между всеми слоями общества, между всеми людьми. По Монтескье каждая форма правления формирует свою психологию. У монархии это честь, у деспотии – страх, у республики – добродетель. Монтескье считал и республики и монархии умеренными формами правления.
Иное дело деспотия – там правит бесконтрольная воля правителя, при этом политические отношения атрофируются, чиновники превращаются в исполнителей-имитаторов деятельности, граждане вынужденно приспосабливаются и становятся по сути рабами, сверху донизу воцаряется страх. Он присущ и самому правителю, ему мерещатся заговоры, общество становится нестабильным и никто уже не думает об общем благе, но только о себе. Поскольку законов о преемственности власти нет - такая власть часто кончается переворотом. Если в государстве не создан конституционный механизм при котором законам подчиняется и сам правитель то как выход из тупика революция становится оправданной. При жизни автора эта мысль не были опубликована, но через 50 лет французы совершили Великую революцию и идеи Монтескье были вписаны в Конституцию 1791 года породившую «Декларацию прав человека и гражданина».
Разумеется, наиболее приемлемым общественным строем Монтескье считал республику, как и Локк он был сторонником разделения законодательной, судебной и исполнительной власти. Что это значит? Законодательная власть вручается собранию представителей, свободно избранных теми гражданами страны, которые имеют право голоса. (ограничения возможны по различным цензам, например дееспособности, оседлости, возрастному, образовательному… ) Исполнительная власть обязана обеспечить выполнение законов, и её контролирует Судебная власть, задача которой обеспечить точное применение этих законов. Особенно важен принцип независимости неподкупности и честности судей. (Отсюда и обращение к ним – «Ваша честь».) Только так можно оградить страну от произвола властителей и обеспечить гражданам делать всё то, что дозволено Законом. Так рождается Правовое государство. Интересно, что Монтескье ставил в зависимость развитие государств от географических условий: жаркий климат расслабляет, а европейская прохлада формирует свободных и мужественных людей.
Комментарии
Судьи зависимы от государства, которое их и содержит. Но они вполне независимы от общественности. А их "честность" квалифицирующим критерием не является.