«Мы ни за кем хвостом не тащимся»
«Без нашего позволения ни одна пушка в Европе выпалить не смела!»
«Внешняя политика – самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, – писал великий русский историк В.О. Ключевский, – произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство».
Вступив на престол, Екатерина II стремилась лично руководить международными делами России. «Я сама хочу править, и Европа про это знает», — говорила она. Россия, по убеждению императрицы, должна была «следовать своей собственной системе, согласной с её истинными интересами, не находясь постоянно в зависимости от желаний иностранного двора»
Екатерина надеялась, что история должным образом оценит её усилия: «Время всем покажет, что мы ни за кем хвостом не тащимся». Про такой стиль, с которым императрица разговаривала с Европой, обычно говорят: «Мягко стелет, но жёстко спать». Екатерина с гордостью замечала про это: «Весьма ошибутся те, кто по персональным приёмам станут судить о делах».
Успеху этого подхода способствовало умение Екатерины II подбирать талантливых сотрудников. Выдающийся государственный деятель России, из малороссиян, князь Александр Безбородко, руководивший внешней политикой империи большую часть царствования Екатерины II, говорил в конце своей жизни молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела!»
Арбитр всея Германии
В июле 1778 года между Австрией и Пруссией вспыхнула Война за Баварское наследство. Екатерина II, стремившаяся к дружественным отношениям с обеими немецкими державами, сразу предложила посредничество, которое было принято. В мае 1779 года в городе Тешин состоялся мирный конгресс. Справедливые условия мирного договора, удовлетворившие обе стороны, были продиктованы Екатериной II.
Российская империя взяла на себя функции гаранта соблюдения договора. Престиж Екатерины II в Германии после этого необычайно возрос. Немецкие государи по всем запутанным спорам стали обращаться к третейскому суду российской самодержицы. Даже прусский король Фридрих Великий стал после этого, по выражению историка Ф. Мартенса, «послушным вассалом северной Семирамиды».
Ответ Англии на её морской разбой
В это же время Англия безуспешно пыталась подавить восстание в своих североамериканских колониях, на стороне которых выступили Франция и Испания.
Борьба развернулась на всех морях земного шара. Англия регулярно нарушала нейтралитет других стран, захватывая их суда. От Англии не отставали и её противники.
В ответ на действия Англии, Франции и Испании Екатерина II 28 февраля 1780 года обратилась к ним с декларацией о «вооружённом нейтралитете», требуя соблюдения международного права. Россия выставила следующие условия: корабли под флагами нейтральных государств могут свободно плавать у берегов воюющих государств, на них никто не смеет покушаться; военной контрабандой могут считаться только оружие и военное снаряжение. Для защиты своих прав от любых посягательств нейтральные корабли имеют право применять оружие.
К декларации Екатерины тут же присоединились Дания и Швеция, а вскоре Нидерланды, Пруссия и Австрия. Под эгидой России образовался блок государств, отстаивавших цивилизованные принципы международных отношений. Франция, Испания и США заявили о своём согласии с понятием «вооружённого нейтралитета».
Как Екатерина срезала Францию по поводу Крыма
В 1783 году Россия объявила о присоединении Крыма. Французский посол от имени короля Людовика XVI заявил протест по поводу нарушения прав Османской империи – давнего союзника Франции. В ответ на это Екатерина II поручила президенту коллегии иностранных дел графу Ивану Остерману заявить французскому послу следующее. В 1769 году Россия изволила беспристрастно взирать на присоединение Францией Корсики, а потому вправе ожидать теперь столь же беспристрастного поведения Франции.
Насмешкой по врагу
В июне 1788 года шведский король Густав III развязал войну против России, надеясь внезапным нападением взять реванш за все проигранные Швецией России войны в 18 веке. Вскоре шведская армия была отбита от Петербурга и бежала назад в Финляндию.
Екатерина II высмеяла самонадеянного шведского короля в собственноручно написанной ею сатирической опере «Горебогатырь Косометович», поставленной на сцене Эрмитажа уже в январе 1789 года. На премьеру были приглашены посланники Англии и Пруссии, чьи королевские дворы подстрекали Швецию к нападению.
Комментарии