Турция отворачивается от США и обращается к России, угрожая единству НАТО

На модерации Отложенный

Отношения Турции и США находятся на нисходящей спирали.

Турция отворачивается от США и обращается к России, угрожая единству НАТО

фициально начавшиеся поставки российских зенитных ракетных комплексов С-400 Турецкой Республике после недвусмысленных заявлений турецкого лидера Реджепа Эрдогана о принципиальной невозможности договориться о закупке аналогичных систем в США, когда на кону стоит вопрос национальной безопасности, заставили Вашингтон вновь выступить с чередой громких заявлений. Турцию уже пообещали лишить возможности приобрести истребитель-бомбардировщик F-35 и даже пригрозили введением санкций. Но все это лишь попытка американского Госдепа сохранить лицо при плохой игре: Турция – некогда один из самых последовательных союзников США внутри Североатлантического альянса – дрейфует все дальше в сторону от политики вашингтонских стратегов, находя себе нового партнера в лице Москвы.

Очевидно, что в последние несколько лет отношения Турции и США находятся на нисходящей спирали. Оставаясь союзниками на бумаге, Анкара и Вашингтон все чаще вступают в противоречия. Одним из главных камней преткновения остается курдский вопрос. Своим вторжением в Ирак США помогли становлению пока еще не признанного международным сообществом, но набирающего силу независимого Курдистана, располагающегося на территориях Ирака и Сирии. Учитывая огромную курдскую диаспору и проблему курдского сепаратизма у себя в стране, а также получив на границе вооруженных и напористых курдских реваншистов, турецкое правительство не может не рассматривать США в качестве силы, дестабилизирующей Ближний Восток, и начинает все более тесно, в пику американским интересам, сотрудничать с Россией по ключевым вопросам экономики и безопасности.

По мере расхождения своих интересов с США, Анкара настойчиво продвигает себя в качестве региональной державы, демонстративно не претендуя на нечто большее, чем узкие национальные интересы, например, пытаясь не допустить раскола страны по этническому признаку, и попутно довольно успешно выстраивая отношения с другими региональными и глобальными субъектами.

Формально отношения Анкары и Москвы нельзя назвать альянсом, и двусторонние связи двух стран все еще слабее, чем турецко-американские отношения, включающие в себя десятки лет совместных военных операций под эгидой НАТО, тем не менее, координация взаимных действий с Россией в Сирии, увеличение торгового оборота и энергетические проекты помогают сгладить бывшие разногласия Турции и России, тогда как традиционное партнерство с США продолжает ослабевать.

https://www.youtube.com/watch?v=hgtUUvTjXsU

В то же время Россия превратилась в чуть ли не самого надежного военного партнера Турции сирийском конфликте, позволив Анкаре возобновить ограниченные боевые действия в приграничных районах против курдов, не угрожая при этом положению пророссийского президента Сирии Башара Асада. Россия выигрывает от этих операций, потому что они усиливают разногласия в отношениях между поддерживающими курдов США и Турцией, двумя странами-членами НАТО. Россия также оставляет Турции надежду на мирное урегулирование конфликта посредством вероятного появления новой сирийской конституции, которая не наделит курдов на северо-востоке Сирии правом полного самоуправления, а значит границы Турции еще на какое-то время останутся в безопасности. Взамен Турции придется молча наблюдать за капитуляцией протурецких и иных джихадистов в сирийской провинции Идлиб, которых она ранее неизменно поддерживала. Эта тактическая реальность и обусловила своеобразность российско-турецких отношений, в которых каждая сторона нуждается в другой для достижения своих целей при урегулировании кризиса в Сирии.

Условия поставок С-400 носят, прежде всего, политический характер. Ранее Турция неизменно следовала принципу, когда при закупке иностранной военной техники она также получала технологии и возможность локализованного производства данного вида оружия турецкими субподрядчиками. Однако Россия отказалась передавать сколько-нибудь значимые технологии турецкой стороне, поскольку Анкара остается членом НАТО и может раскрыть важнейшие российские военные ноу-хау разведке альянса в случае ухудшения отношений с Москвой. Турецкое правительство было вынуждено согласиться на российские условия ради поддержания дружественных отношений с Россией, пусть даже рискуя возможным будущим своих военно-воздушных сил.

В долгосрочной перспективе Эрдоган и его правительство делают ставку на то, что нейтральная внешняя политика и добрососедские отношения с Москвой лучше послужат турецким интересам как в Сирии, так и в вопросе урегулирования курдского сепаратизма. Проще говоря, вряд ли для Анкары отношения с Соединенными Штатами ценны настолько, как об этом думают политики в Вашингтоне.

Артем Филиппов