ЭСАМБАЕВСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА

На модерации Отложенный

ЭСАМБАЕВСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА О том, что предопределило его приход на эстраду, великий артист рассказывал, пытаясь найти ответ, обращаясь к своему детству: «Я не мог бы сказать, что резче запомнилось из первых лет жизни – цветущие горы родного аула Старые Атаги, полет орлов над снежными вершинами или крылатая, величавая поступь нашей лезгинки. Я не мог бы сказать, что раньше врезалось в мою память – шум и пение горных рек или ритмически чеканные звуки дойр и пение наших стариков. Я не могу сказать, что больше поражало меня – плавное движение прозрачных облаков в синих небесах или неслышные движения девушек-горянок в их изукрашенных золотом воздушных костюмах. Впечатления моего детства неотделимы от танца». 95 лет назад в предгорном селении Старые Атаги Чечено-Ингушской автономной области в семье бывшего красного партизана, выходца из беднейшего чеченского рода Ишхоевых Алисултана Эсамбаева родился мальчик Махмуд. Судьба распорядится так, что этот с детства одаренный, необычайно восприимчивый ко всему прекрасному ребенок с самых малых лет влюбленный в танцевальное наследие своего народа, своей гибкостью, ритмичностью, пластикой, грациозностью, мелодичностью, исполнительским тактом, особой танцевальной энергетикой покорит просторы не только родного края и необъятного Советского Союза, но и, по существу, всего мира. Его звезда вспыхнула в очень раннем возрасте. В семь лет он уже танцевал на больших торжествах и свадьбах. Его танец притягивал людей как магнит. Интересным было ему и цирковое искусство. Были у него и вокальные способности, он умел копировать и взрослых исполнителей, что отметила в свое время и легендарная Любовь Орлова во время нахождения в Грозном. С той самой первой встречи Любовь Петровну поражала уникальная способность маленького Махмуда схватывать движение, манеру исполнения, его потрясающая наблюдательность. Пробегут детские годы, непростые, как и само то время, он в числе артистов Чечено-Ингушского профессионального ансамбля песни и танца (прибавив себе два года) будет выступать в концертных программах перед бойцами, отправлявшимися на фронт, а затем и на самих передовых Великой Отечественной. Однажды он получит и ранение в ногу от близко разорвавшегося снаряда. Придется пережить физическую боль и душевные терзания от того, что, наверное, танцевать уже не сможет. К счастью, молодой и сильный организм одержит победу. Затем будут новые взлеты и работа на сцене Киргизского государственного театра оперы и балета, исполнение ведущих балетных партий в таких прославленных балетах, как «Лебединое озеро» и «Бахчисарайский фонтан». Профессиональный театр его многому научит. Впоследствии М. Эсамбаев так оценит тот период жизни и творчества на главной сцене Киргизской ССР: «В театре я понял … какое огромное этическое и эстетическое содержание заключают в себе балетные спектакли. Я понял, что актер лишь тогда значителен, когда не повторяет чужие, раз навсегда установленные каноны, а несет в зал свое мировосприятие, свои мысли, свои чувства. Работал ли я над партией Клода Фролло в «Эсмеральде», готовил ли роль Гирея в «Бахчисарайском фонтане», танцевал ли Злого Гения в «Лебедином озере» или фею Карабос в «Спящей красавице», я всегда стремился увидеть роль так, будто она только что написана и не имеет никаких традиций сценического исполнения. Впоследствии этот принцип непосредственного отношения к танцу стал основой моей работы над хореографией народов мира, и я до сих пор с огромной благодарностью вспоминаю годы, проведенные на академической музыкальной сцене. Там я накопил не только исполнительский опыт. Там я впервые проникся сознанием важности гражданской миссии танцовщика». И все же судьбу не обманешь – Махмуд Эсамбаев выбирает народный танец. «Итак, оставив академическую оперу, я двинулся в трудный и полный неожиданностей путь. Трудный оттого, что ведь никакой традиции сольного исполнения танцев разных национальностей у нас не существовало. Трудный потому, что работа танцовщика на концертной эстраде много сложнее, чем работа исполнителя большой партии в спектакле. Там в его распоряжении три-четыре действия, на протяжении которых он постепенно показывает становление и развитие изображаемого им характера. … Здесь, на эстраде, номер занимает от минуты до четверти часа. Танцовщик находится один на один с залом, и он должен, совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, внятно, последовательно рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в самый краткий «хронометраж» номера. Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, безукоризненной логики актерской работы, абсолютного чувства меры и, главное, отношения к танцу как к истории человеческого характера». Конечно же, эти слова мастер говорил значительно позже, пользуясь уже заслуженной славой. Тогда же, уйдя в филармонию, побывав в составе бригады артистов на Урале, в Поволжье, на Украине и в Подмосковье, молодой артист мечтал о новых сценах, о возможности самореализации. И ему повезло. Его заметили. М. Эсамбаев становится солистом Мосэстрады. После первого столичного концерта, состоявшегося в клубе Министерства иностранных дел, концерты следовали безостановочно. Зритель был потрясен темпераментом, изяществом, пластикой и артистичностью танцора. На эстрадном небосклоне Москвы засияла новая яркая звезда. Начиналось стремительное восхождение Махмуда Эсамбаева к творческим вершинам. В преддверии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов Махмуд становится победителем Всероссийского конкурса, на котором был представлен его непревзойденный индийский «Золотой бог», поставленный специально для него преподавателем студии танца Государственного ансамбля народного танца СССР Э.Н. Грикуровой. И вот – оглушительный успех на Всемирном фестивале всей прогрессивной молодежи мира в Москве. Это был доселе небывалый триумф советского искусства и культуры, представленный лучшими молодыми творческими силами огромной страны. На сцене Колонного зала Дома союзов Махмуд показывает новую работу – таджикский воинственный танец с ножами. Затем по предложению председателя жюри конкурса, выдающейся советской балерины Г.С. Улановой артист покорит зрителей исполнением испанского танца с кастаньетами. В день подведения итогов конкурсов имя Эсамбаева будет дважды названо в числе победителей – как в народном, так и в характерном танце. К груди молодого танцора прикрепляются сразу две медали. Махмуд Эсамбаев прославился тогда вместе с другими победителями конкурсов фестиваля, ставших впоследствии виднейшими и авторитетнейшими представителями советского искусства. Среди победителей конкурса балета были Нина Тимофеева и Марис Лиепа. Классическое пение подарило слушателям таких исполнителей, как Белла Руденко, Тамара Милашкина, Зураб Анджапаридзе, Ермек Серкебаев. Золотыми медалями были отмечены музыкальные произведения молодых композиторов Андрея Эшпая и Родиона Щедрина. Покорителем же всего молодежного мира стали бессмертные «Подмосковные вечера» В.П. Соловьева-Седого… *** После Всемирного фестиваля молодежи и студентов артист стал по-настоящему знаменит. Хотя известность к нему пришла, все же, с опозданием. Тридцать три года для профессионального танцовщика – возраст немалый. Но в случае с Эсамбаевым, ставшим тогда гастролирующим артистом Московской, а по возвращении в Грозный – Чечено-Ингушской филармонии, все было наоборот – энергия и стремление к новым творческим высотам переполняли все его существо. Тогда же родной край тепло встречал своего талантливого сына. Для республики с тех лет М. Эсамбаев стал национальной гордостью, одним из самых авторитетных и любимых народных выдвиженцев. Эту искреннюю любовь своего чеченского народа, как, впрочем, и других народов СССР, великий танцор будет испытывать на протяжении всей своей жизни.
А жизнь Махмуду Алисултановичу придется прожить действительно интересную, богатую на события, на замечательных людей – коллег по искусству, многочисленных товарищей, друзей, почитателей его многогранного таланта. Он многое повидает, добьется высочайших творческих высот, постигнет великую и завораживающую тайну танца, его уникальные национальные краски и колорит. И все это богатство он блестяще донесет зрителям, всегда, при одном только упоминании имени артиста, не говоря о восприятии самого зрелища танца, испытывавших неописуемый трепет и восторг. За долгие годы упорного труда, самоотверженного, на пределе физических возможностей, М. Эсамбаев создаст целую галерею незабываемых сценических образов. Они станут его своеобразной визитной карточкой, и в историю хореографии войдут под названием многолетней танцевальной программы Махмуда Алисултановича «Танцы народов мира». И даже по прошествии многих лет такие танцевальные шедевры, где Эсамбаев использует присущий ему дар перевоплощения, как ритуальный «Танец огня», индийский «Золотой бог», бразильский «Макумба», венесуэльский «Хоропо», колумбийский «Бамбуко», мексиканский «Хорабия тапатио», испанский «Ла-коррида», а также кубинские, сиамский, негритянский, народов СССР, в том числе узбекский «Чабан», таджикский «Танец с ножами», башкирский «Воин», чеченские танцы и других народов Кавказа, «Автомат», «Аве Мария», «Портняжка» и другие, навсегда ассоциируются для большинства соотечественников с именем артиста. Именно благодаря Эсамбаеву советские люди смогли увидеть и прочувствовать красоту, притягательность, особую национальную атмосферу многих народов мира, воплощенную в танце. Ни до него, ни после таких танцевальных явлений на нашей эстраде не было. Может быть, когда-нибудь кто-то и появится, но сможет ли он хоть как-то повторить тот профессиональный путь, который прошел великий мастер? *** Шестьдесят лет назад, в мае 1959 года, Махмуд Алисултанович впервые выехал на гастроли в зарубежные страны. Он был включен в состав балетной группы «Звезды советского балета» и его ритмичные, пластичные и грациозные, завораживающие выступления пользовались большим успехом. Начав маршрут с Парижа, артист продолжит турне в странах Латинской Америки, посетив Венесуэлу, Колумбию, Кубу, Ямайку, Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили, в каждой из них осваивая новые народные танцы. Четыре месяца, проведенные на дальних континентах, были особенно плодотворными – в СССР М. Эсамбаев прибудет с новой неповторимой программой. Сами же выступления в этих странах имели грандиозный успех. О советском чеченском танцоре писали все местные газеты, его показывали по телевидению. Он стал тогда символом советского искусства. За границей великий танцовщик бывал многократно. Ему пришлось выступать в таких странах, как США, Канада, Франция, и, конечно же, покорял он зрителей и стран социалистического лагеря. Все его зарубежные гастроли были успешными. Благодарная публика воспринимала выступления артиста восторженно, с особыми теплотой и искренним восхищением чарующим исполнением заявленной программы. В советские годы Махмуд Алисултанович Эсамбаев был в числе самых любимых и почитаемых в народе эстрадных артистов. Его концерты, а с годами он привносил в них и, если так можно сказать, разговорный жанр, так как выступал и в качестве страстного пропагандиста танцевального искусства, всегда проходили необычайно успешно, при полных залах, в которых царила особая эсамбаевская энергетика. При этом великий танцор оставался скромным человеком. Он был действительно советским артистом – боготворя свою малую Родину, не расставаясь с папахой, он нес светоч советской культуры на широких просторах великой страны. Да и государство советское, его республиканские органы не забывали М. Эсамбаева. О признании его огромных и несомненных заслуг в популяризации танцевального искусства народов СССР и мира свидетельствует тот факт, что еще в далеком 1957 году после первых творческих взлетов он становится заслуженным артистом РСФСР, а затем ему были присвоены почетные звания народного артиста шести республик: РСФСР, Киргизской ССР, Чечено-Ингушской АССР, а также Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана. В 1974 году М.А. Эсамбаев удостаивается звания «Народный артист СССР». В июле 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в развитии хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения народному артисту СССР Махмуду Эсамбаеву присваивают высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Чуть больше пятнадцати календарных лет артист будет гордо нести это высочайшее звание Страны Советов. Не будет снимать звезду Героя он и после преступного развала СССР. В числе немногих советских мастеров культуры и искусства в самые трудные 90-е годы он будет напоминать этой наградой о своей принадлежности к великой стране и ее славной истории, в которую навечно вписано и его имя. Помимо многочисленных профессиональных наград и лауреатских знаков М. Эсамбаев трижды награждался орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, орденом Дружбы народов. Будучи человеком по сути коллективистским, не мыслящим себя вне рамок общества, воспитанным в подлинном советском духе, интернационалистом, гуманистом, сторонником мира и дружбы между народами, Махмуд Алисултанович не представлял своей жизни в отрыве от общественных дел и работы, ставшей его вторым призванием. Не одно десятилетие, а именно с 1958 года он активно занимался депутатской деятельностью. Трудящиеся постоянно избирали его вначале депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, а затем и Верховных Советов РСФСР и СССР. Имел он свою ярко выраженную гражданскую позицию и в те годы, когда его родного государства на политической карте мира уже не существовало. Особенно заметно она проявилась в период президентской избирательной кампании 1996 года, когда Махмуд Алисултанович в числе настоящих патриотов, болеющих за судьбу России и ее обманутого народа, был в числе доверенных лиц кандидата в президенты от КПРФ и народно-патриотических сил страны, лидера Компартии Г.А. Зюганова. Тогда великий артист и гражданин, не в пример другим известнейшим советским деятелям культуры, так же, как и он удостоенным самых высоких наград и званий еще совсем недавно единой и могучей страны, остался верен себе и советской Родине, не отсиделся где-то в стороне и, что самое главное, не пошел в услужение к тому, кто принес столько слез, горя и бед нашей России. Это ли не образец долга и безграничной любви к Родине, это ли не явное подтверждение того, что М.А. Эсамбаев был государственником, мудрым и прозорливым человеком и гражданином? Для автора этих строк ответ на данный вопрос не вызывает сомнений. Думается, не будет таковых и у читателей. Советская страна подарила нам и миру целую плеяду выдающихся представителей культуры и искусства, среди которых Махмуду Алисултановичу Эсамбаеву справедливо и заслуженно отведено особое место. Величайший танцор, память о котором жива, в том числе и в виде памятников, названий улиц и коллективов, остался непревзойденным и не имевшим себе равных. Что, впрочем, и не удивительно – у каждого самородка свои, не    похожие ни на что грани, свой свет и      яркость. Так устроено все в жизни, и в этом есть ее неповторимость и уникальность. Пусть же светит из далеких просторов галактики именная малая планета Эсамбаев, открытая в далеком 1982 году астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л.И. Черных, пусть ее тепло, как и «танец – искусство радости», никогда не покидают нас – всех тех, для кого жил, трудился и горел великий советский артист, гражданин и подвижник. Р.В. СЕМЯШКИН член Крымского рескома КПРФ