После отмены крепостного права

После отмены крепостного права

После 1861 г. в руках помещиков находились огромные земельные площади. После отмены крепостного права помещикам пришлось перестраивать свое хозяйство на рыночных началах. Они имели возможность организовать систему хозяйства, переходную от барщинной к капиталистической. Сделанные во время реформы отрезки заставляли крестьян арендовать землю у помещика. Но нередко они не могли предложить ему в качестве арендной платы ничего, кроме своего труда. Подобные формы эксплуатации получили название полукрепостнических. Некоторые помещики пытались вводить капиталистическую систему хозяйства. Они заводили собственный рабочий скот
и инвентарь, покупали сельскохозяйственные машины, нанимали рабочих. Но эти формы хозяйствования прививались с трудом. Им непросто было конкурировать с кабальными формами эксплуатации, для которых реформа 1861 года создала благоприятные условия.
Вообще после 1861 г. отношение помещиков к крестьянам сильно изменилось. Раньше помещик нередко жалел своих крестьян, приходил к ним на помощь (как-никак все же собственность). Теперь он готов был выжать из них все соки и бросить на произвол судьбы.

Крестьянство после реформы заметно расслоилось по имущественному признаку. В дореформенной деревне группы богатых, средних и бедных крестьян не были постоянными по своему составу. На протяжении жизни одного крестьянина его семья могла побывать во всех трех группах. После реформы 1861 г. усилилось наследственное закрепление крестьянских семей в разных социальных группах. Зажиточные семьи, которым теперь не приходилось делиться с помещиком своим достатком, стали передавать его по наследству лучшие свои угодья, а другие земли отдавали под отработку.
Крепостное право было фактически рабством, а после его отмены лучше не стало. Как говорится – хрен редьки не слаще. Неспроста ведь Александра II, отменившего крепостное право, отблагодарили многочисленными покушениями и, в конце концов, убили через 20 лет после этой реформы. Народ и после этой реформы, задавленный новыми взаимоотношениями с помещиками, оставался угнетённым, забитым и безграмотным. Хотя было объявлено об освобождении от рабства, но до реальной свободы народу было ещё далеко.