Урок "Шиеса" для федеральной власти

На модерации Отложенный Урок "Шиеса" для федеральной власти

Версия для печати

 

Обсудить на форуме

Губернатор должен ориентироваться на местное общество, а не на Кремль

 

 

Тэги: архангельская область, губернатор, игорь орлов, отставка, экотехнопарк, шиес

<hr/>

архангельская область, губернатор, игорь орлов, отставка, экотехнопарк, шиесНа фото Игорь Орлов. Фото пресс-службы Губернатора и Правительства Архангельской области

Сразу несколько СМИ со ссылкой на свои источники, в том числе и близкие к администрации президента, сообщили о возможной отставке губернатора Архангельской области Игоря Орлова. Предполагается, что это случится осенью. Источники сообщили журналистам и о закрытых соцопросах, по данным которых Орлов дважды входил в пятерку глав регионов с самыми низкими показателями доверия. Если отставка действительно случится осенью, то сработает уже обкатанная тактика Кремля: врио губернатора назначается за год до выборов, которые в Архангельской области пройдут в сентябре 2020 года.

Губернаторской карьере Игоря Орлова, судя по всему, серьезно повредила ситуация вокруг строительства экотехнопарка «Шиес». В сентябре прошлого года глава региона подписал соглашение, по которому в Ленском районе области появится полигон, на который из Москвы станут вывозить коммунальные отходы, предварительно измельченные, отсортированные и сжатые в брикеты по новейшей германо-голландской технологии. Полигон расположен в 1200 км от Архангельска и 1270 км от Москвы. В радиусе 20 км от него проживает минимальное количество жителей.

У жителей Архангельской области это решение вызвало бурное недовольство. Акции протеста продолжаются уже более полугода, к ним присоединяются музыканты и спортсмены, а губернатора недавно освистали на концерте в честь Дня России.

В протестах жителей Архангельской области – два измерения. Прежде всего их, как и других российских граждан, все заметнее беспокоит тема экологии. Это совершенно естественная эволюция потребностей. Человеку уже недостаточно просто получать стабильную зарплату или иметь крышу над головой.

Он хочет здоровой окружающей среды для себя и своих детей и, конечно, выступает против открытия мусорных полигонов.

Нужно сказать, что власть этот запрос заметила. Тема утилизации мусора неоднократно поднималась в ходе больших публичных выступлений Владимира Путина. Обсуждение проблемы также было санкционировано телевизионным начальством. Власть, похоже, хочет, чтобы дискуссия проходила преимущественно на уровне «граждане – государство», без привлечения промежуточных структур вроде политиков-экологов. И такие структуры действительно не складываются. Нет мощного экологического движения в среде оппозиции. Сама власть тоже не запускает свой зеленый политический проект. Она, кажется, схватывает желания и привычки самих граждан: они тоже привыкли решать вопросы с государством напрямую.

Другое измерение протестов – региональное. В этом проявляется кризис выстроенной в России системы управления, а экология и полигон Шиес – лишь одна из возможных тем. Граждане не просто считают, что хранение отходов ухудшит их жизнь. Они видят, как губернатор расставляет приоритеты. Им кажется, что для главы области интересы ее жителей не так важны, как задачи, которые перед ним ставит федеральный Центр.

Это важнейший урок для федеральной власти. В большинстве регионов восстановлены прямые выборы руководителей. Формально Центр может назначить только врио на место губернатора, ушедшего (или отправленного) в отставку. Вместе с тем Центр добивается того, чтобы его назначенец победил. В системе вертикали функция главы региона – обеспечивать взаимодействие между государством и местными элитами и обществом. Архангельский губернатор, очевидно, с этой функцией не справился.

Если глава региона ориентирован не на местные элиты и общество, а на Кремль, то в нем и будут видеть чужака. Он не добьется высоких показателей доверия, а любую проблему жители постараются решать через его голову, непосредственно связываясь с Центром, пусть даже посредством «Прямой линии». Это не укрепляет, а лишь расшатывает всю вертикаль власти, делая ручное управление единственным работающим методом.