От Павки Корчагина до Остапа Бендера

На модерации Отложенный

От Павки Корчагина до Остапа Бендера

  • Опубликовал Виталий Овчинников

 

 

 

 

От Павки Корчагина до Остапа Бендера

 

Вступление

Недавно секция по чтению Российской библиотечной ассоциации провела интернет-опрос «Памятник литературному герою». Всем желающим предложили выбрать, какому литературному герою они хотели бы поставить памятник в своём городе, поселке, селе. Участники опроса (более 4,5 тыс. человек) назвали 510 героев из 369 произведений 227 авторов. Лидером стал Остап Бендер.  А в  Советское время таким  лидером  постоянно выходил  Павка Корчагин.

Нынешней молодежи России это имя совсем   не знакомо.  О  нем никто ничего  из старшеклассников  России  не знает.
 

А когда-то  о нем знала практически вся  не только молодежь СССР, но и молодежь всех стран мира.  К чему я все это? А вот к чему.

 

Павка Корчагин – бывший кумир  молодежи земли.

В этом году исполнилось 85 лет роману «Как закалялась сталь», самому издаваемому в двадцатом столетии   художественному  произведению  в мире. В  СССР было издано около пятидесяти пяти миллионов экземпляров.  А   в  Китае, Японии  и  во Вьетнаме  уже издано свыше ста миллионов экземпляров романа «Как закалялась сталь»   В одной  маленькой Кубе и то было издано порядка   пяти миллионов  экземпляров.  И   всего  в мире было издано  свыше  двухсот  пятидесяти миллионов экземпляров.

И сказать в СССР, во времена прославления  героев Светского Союза  ВОВ  в лице Молодогвардейцев, Матросова, Гастелло, Зои Космодемьянской и множества других, отдавших жизнь за свободу и независимость своей Родины, что  Остап Бендер  является  твоим  кумиром и  твоим образцом для подражания,    было  просто невозможно. Это было бы  сверх неприлично.   То же самое, если бы человек в те годы в  открытую  признался, что он, к примеру,  сторонник однополой любви.  Его бы просто засмеяли и вычеркнули из общения, если бы только, в  буквальном смысле  не заплевали бы его.

А ведь   роман  Николая  Островского  «Как закалялась сталь»  является  самой  массовой    книгой  в  мире.  И издавался он на всех языках мира.  И была самой   массовой  книгой после Библии.    И я  не знаю ни одного из молодых людей     СССР,  родившихся во время войны или  после войны,  которые бы не читали этот роман.  А многие из них, включая и меня, знали его наизусть. 

Мы, советские мальчишки, гордились и бредили  Павкой  Корчагиным, и старались  во  всем подражать  ему поведению, его мужеству, его любви к Родине, его  несгибаемости,  его целеустремленности,  его упорству, его ненависти к нашим врагам.

Но это было когда-то, было давно.  Сейчас же этот роман даже в школах России не изучают  и  о  нем  нынешняя молодежь России не знает ничего. Странно, не правда, ли?

Однако для наших соседей из Поднебесной Павка Корчагин  по прежнему свят. И до сих пор в Китае   без 20-серийной телеверсии этого романа не обходится сегодня ни один китайский телеканал. Для них Павка Корчагин  - герой героев, и на его примере они воспитывают своих  детей. Сам  китайский лидер  Ху Цзиньтао на встрече с российской и  китайской молодежью  во врем я визита  Владимира Путина в Китай признался, что в  юности он сначала прочитал  Николая Островского, а уж потом Пушкина и Толстого. Путин, судя по характеру, конечно же тоже.

А ведь было время,  когда кумиром не только советской, но  и мировой прогрессивной молодежи,  да и всей   мировой  общественности тоже   был именно  Павка Корчагин,  литературный герой  романа.   Почему?

Да потому, что эта книга не только о торжестве  коммунистических идеалов, победно шествующих по миру  в  первой половине двадцатого века.  Эта книга о мужестве, о самоотверженном служении  долгу перед своей Родиной и своими товарищами по жизни, по идее и по борьбе за самые светлые идеалы человечества. Роман этот  поражает высоким уровнем нравственности  его главного героя, несгибаемостью перед тяжкими невзгодами и испытаниями  жизни  и беспримерным мужеством его характера. Это был Данко, отдавший свое сердце на служение людям. Характер Корчагина и его жизненная позиция четко выражается в следующих его словах: «Когда жизнь становится невыносимой, надо постараться сделать ее полезной».

И самыми известными когда-то его словами были эти слова.

"Самое дорогое у человека - это жизнь.
Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества".

Эти  слова Павки Корчагина  стали девизом и знаменем жизни для многих людей, и даже  для многих поколений людей  мира  в двадцатом столетии.

А что сейчас?  А сейчас светлые  идеалы беззаветного служения людям и своему Отечеству уже не модны и потому стали никому не нужны в России. Вот как отзывается о романе нынешняя либеральная интеллигенция:

«Роман Н. Островского - не просто произведение низкого качества, написанное плохим языком. Он совершенно чужд тем нравственным ценностям, которые утверждались классической русской литературой. Корчагину неведомы ни духовные поиски, ни честь, ни доброта и милосердие; он - образец того «нового человека», идеал которого насаждался советской пропагандой вопреки самой человеческой природе. Физические мучения, полная неподвижность и слепота, постигшие его в конце романа, могут вызывать у читателя сострадание, но не могут отменить тот факт, что вся жизнь этого персонажа была посвящена бесчеловечной идее»

Чушь, конечно же. Но эта чушь сейчас главенствует в идеологии нынешней России. Ведь, сейчас, судя по опросам, России нужны одни лишь Остапы  Бендеры. А это что за персонаж?!

 

Остап Бендер - кумир бездельников.

 

В пятидесятые годы мой старший брат, студент местного  Политехнического института, принес  домой на выходные  только что изданный после войны  роман  Ильфа  и Петрова «Двенадцать стульев». У них в институте устанавливалась очередь для желающих его прочитать. Я тогда еще учился в школе и об  этом романе, как об одном из известнейших  запрещенных властью художественных произведений страны, уже слышал от друзей брата, часто собиравшихся у нас дома, слушавших по великолепному немецкому трофейному  приемнику  джаз и даже «голоса» из  «зарубежа», почему-то хорошо ломившиеся в Сибири.

Роман я прочитал быстро, за одну ночь. Прочитал и недоуменно пожал плечами. Чушь несусветнейшая. Хотя написано хорошо. Но восторгаться  похождениями этого  проходимца, ловкача, жулика  и мошенника под именем Остап Бендер, не проработавшего в своей  жизни ни одного дня,  было даже как-то и неловко.  Я попробовал было сказать об  этом  брату и его друзьям студентам, но  они  меня не поняли и  просто-напросто подняли на смех.

А ведь  мой брат был в институте комсоргом курса, а его  друзья -  комсомольцы  являлись активом  комсомольской организации института.

И только потом я понял, что эти романы  Ильфа и Петрова  «Двенадцать стульев и Золотой теленок» оказались той самой «паразитной бациллой», уничтожившей потом идеологию Советского  Союза.



Кто такой Остап Бендер?

Оста;п Бе;ндер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Мошенник и авантюрист, «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способа отъёма (увода) денег». Один из самых популярных героев плутовского романа в русской литературе.

Сам Бендер представляется,  как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера также именуют Остап Ибрагимович.

Судя по всем описаниям, Остап — довольно привлекательный молодой мужчина с интересной внешностью. Он высокий, атлетического телосложения, кожа смугловатого оттенка, глаза голубые, волосы иссиня-чёрные. Несмотря  на бедность и незнатное свое происхождение, Остап весьма умён, сообразителен, смекалист. Обаятелен, нравится женщинам разных возрастов. Обладает прекрасными актёрскими способностями, отменно врёт. Неприхотлив в еде и в жилье — скорее всего, из-за молодости.

Напивается редко, но «метко» — так, в «12 стульях» он напивается «на ресторанной горе до столбняка». Вообще, Остап — человек, который очень хочет красиво, ярко  жить, попробовать в этой жизни всё, но на его пути слишком много препятствий. Именно поэтому он — язвительный, саркастичный циник, который во всём ищет выгоду для себя. Остап весьма дальновиден и проницателен, ему не откажешь в интуиции. Возможно, при других жизненных обстоятельствах, он сделал бы отличную карьеру, зарабатывал бы хорошие деньги. 

Но он предпочитает быть свободным,  нигде не работать, скитаться по городам, селам, перебиваясь аферами и случайными заработками, в ожидании «блюдечка с голубой каёмочкой», на котором случай преподнесёт ему большой пребольшой  денежный  куш.  А до того влачит,  в общем-то, жалкое существование. Он не может долго сидеть на одном месте — слишком много у него планов и надежд. Энергичность, неистощимость на выдумки, богатая фантазия и в то же время чувство юмора, человечность, по крайней мере по отношению к своим компаньонам   - именно за это Остап так полюбился читателям.

Учитывая то обстоятельство, что в 1991 году мы отвергли Социализм и начали строить у себя капитализм, отдав безвозмездно всю госсобственность СССР узкой группе людей, приближенных к Ельцину, то появление такого человека, как Остап Бендер, в качестве государственного идеала, вполне естественно. 

Ведь  капитализм  - это соединение частной собственности  на  средства производства и  полной собственности работника на свою рабочую силу. Работник продает свою рабочую силу во временное пользование частным ка­питалистам в обмен на заработную плату, обеспечивающую работнику необ­ходимые средства к существованию. При этом в распоряжении хозяина остается экономический излишек, называемый прибылью.

То есть,  основа капитализма всех формаций было, есть и будет  -  учение Маркса о прибыли, подкрепленное системой эксплуатации человека человеку.

Вот, что об этом говорит интернет:

"Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы»

То есть, капитализм, это система, где властвует капитал и где все продается и покупается. Главное при капитализме  - это деньги, деньги и еще раз деньги. Причем, где и как ты эти деньги берешь -  не имеет никакого значения. Главное, чтобы они у тебя были. И тогда ты – царь и бог этой жизни.

Но  чтобы получать прибыль, надо предварительно разделить народ  страны на хозяев и их наемных работников и любыми узаконенными системой  методами,  заставлять обычных людей работать на хозяина, обеспечивая его доходами и нужной прибылью. 

И далее из того же интернета статья некого Мартова:

«Начиная с 16-го века Европа стала использовать для получения своих  доходов  колонии от завоеванных ею новых земель в Америке, Африке, Азии, Индонезии, Китае и Австралии.  И эти доходы  стали для разжиревших европейских дворов поводом для самопрославления и поклонению приятных взору  утехам.  Именно с этого времени во дворах процветающей тогда  Европы поднялось на новую высоту особое профессиональное искусство - развлечения для жирующей власти. Мастера, которые могли развлечь жирующую знать, получали «упержалование».

С этого момента начались появляться престижные актерские профессии, звания. И так желание хапнуть быстро и много начало распространятся с верхов на все население. В конце концов, на этом начала живописать литература. Литературные произведения типа "Остров сокровищ" массово и постоянно развивали у населения желание и стремление не к честному труду на благо общества, а просто показывали, где урвать побольше, подороже и побыстрее.
 

В советском варианте "Острова сокровищ" – в  "Золотом теленке" Ильфа и Петрова,  рассказано о приключениях по всей стране проходимца  Остапа Бендера  и его  компании, жаждущих миллиона рублей. Образ  знаменитого Остапа Бендера  вместе с поднятием веселого настроения трудовому и изможденному советскому народу, элегантно и тонко подвел его к мысли, что большой  куш вполне можно получить, если все хорошенько обустроить, да еще насладиться невероятными приключениями и гордиться своими достижениями.

Большая часть современных бизнесменов и политиков, возможно, считают Остапа Бендера своим отцом, своим  кумиром и во всю пытаются построить свою работу по его принципам. Но они забывают, что Остап, не смотря на желание завладеть миллионом, все же чтил Уголовный кодекс и призывал к этому своих компаньонов.

К сожалению, многие недальновидные люди просто не в состоянии понять, что деньги, взятые быстро и легко, с элементами мошенничества и лапши на ушах, значительно обогащают одних, но только за счет обеднения других.  Большое количество легких денег в одном месте, это  не  что иное, как показатель, что в другом месте люди не смогут купить даже самое необходимое для жизни.

Бывшие спекулянты нынешней России   стали уважаемыми  коммерсантами,  бизнесменами  и, учитывая  законодательную вседозволенность,  перепродают купленные товары, за сколько хотят. В то же  время,  множество  обычных людей  в нынешней  России  просто выживающих  и едва сводящих  концы с концами, находят в Остапе Бендере идеала своей несостоявшейся жизни.

Вот, если бы  «не то или это, не пятое или десятое», то и я мог бы достать себе свой миллион, как это сделал в свое время Остап.  Но   только теперь я не стал бы с ним убегать в «заграницу», ведь теперь незаработанные деньги уже не пахнут в нынешней России и ими можно свободно, и  без страха  пользоваться  себе в удовольствие»

 

Заключение.

Россия Павки Корчагина смогла за короткий исторический срок сделать из России сохи и лаптей, из  темной и неграмотной России, Россию с передовым и  лучшим в мире образованием,  с лучшей в мире «социалкой», с мощной наукой  и лучшим  в мире  здравоохранением,  с передовым промышленным производством  и  второй  экономикой мира.

Россия Остапа Бендера развалила все советское промышленное производство, потеряла свою науку, свое образование, свою медицину и свою «социалку» и до сих пор живет на том, что когда-то сделали и сотворили ее Павки Корчагины.

И куда же теперь идти России, чтобы не развалиться на отдельные княжества и не стать колониями запада?

На мой взгляд, только в сторону России Павки Корчагина.

***

➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/112999/31968/-