Мне страшно вспоминать совковое барачно-сарайное детство

На модерации Отложенный

Анжела Джерих

Мы много переезжали. Впервые мы переехали, когда мне было 9 месяцев. Я родилась в 1969 году в Хабаровске, где в трехкомнатной проходной "хрущобе" жили тогда 6 взрослых человек (бабушка, дед, мой дядька 23 лет, тетка 19 лет ну и мои родители) - и тут я родилась.

Это было не самое лучшее время жизни у всех вышеперечисленных, кроме меня, разумеется, поэтому папа на мой 4 месяц завербовался на прииск в северный район, а когда мне было 9 месяцев, в самый декабрь и самые морозы мама со мной уехала к нему. Я этого не помню - понятное дело.

 

Себя я помню лет с трех - мы тогда мало-помалу стали пробираться в закрытый город Владивосток, на мамину родину. Помните у Владимира Высоцкого: "Открыт закрытый порт Владивосток, там хорошо, но мне туда не надо" Нам было надо, поэтому с прииска мы переехали в шахтерский городок Партизанск (китайское название Сучан), что под Находкой. Жили в бараках - буквально таких как на картинке. Там меня пытались пару раз отдать в ясли, но я сразу заболевала пневмонией и меня клали в больницу - помню больницу, в которой вокруг меня кружком сидели дети, я перелистывала имеющиеся книги и рассказывала наизусть, а нянечки поражались, думая, что я читаю)))

Затем мы пробрались во Владивосток - мамины родственники "сделали вызов", папа работал на железной дороге. Работа была хорошая - там хорошо платили, но не было жилья. Мы жили "у бабы Дуси" - снимали комнату в частной халупе, помню как мама топила печку с чугунной заслонкой. Затем мы жили в "сарайке" - ма-аленький домик возле железной дороги (не путать с будкой обходчика). В "сарайке" была одна комната она же и кухня и прихожая и половину всего помещения , перегораживая на две неравные части, занимала большая белая печка. Рядом были два двухэтажных барака, обшитых снаружи черным толем и тонкими реечками - в них были "квартиры" с кухней и они мне, когда я приходила к подружке Томке, казались дворцами! У Томки пили мать бабка, у другой моей подружки Нины мать сидела в тюрьме. Вообще на той территории пили все - по пятницам по-моему только мой папа не валялся в грязи либо не дрался с другими мужиками.

Когда мимо нашей сарайки проходили поезда, домишко весь трясся и из печки сыпалась сажа, однажды днем высыпалась прямо мне на голову. Это было красиво - белые-белые волосы и черная сажа, но маме так не показалось. Помню как мама схватила меня на руки и побежала "в контору" (она была недалеко) и ругалась там с кем-то, вероятно с начальством папы.

И нам дали комнату в коммуналке!!! На улице Калинина, в двухэтажном каменном доме! Он казался очень красивым - розового цвета и вокруг окон были белые каменные же наличники. Комната была большая, в ней тоже имелась печь, только круглая в углу, как большая-большая труба от пола до потолка. Соседи были - всего одна молодая семья, у них была девочка Ирочка на пару лет меня младше. В доме буквально роились и не выводились ничем клопы и тараканы, но в этой семье все называлось по-другому: на тараканов они говорили "Это, Ирочка, пчелка", а когда она расчесывала укусы, повторяли, что это ее "укусил комарик" (ага, комарик в декабре).

Еще они очень смешно говорили :"капусточка", "морковочка" и так далее... Моя бабушка называла такие людей "кугуты".

Туалета в этом прекрасном доме не было - был деревянный на улице для нескольких домов сразу, а мыться мы ходили в баню, где было жарко, мокро, скользко, чем-то очень плохо пахло и были страшные жестяные шайки, из которых периодически кто-то окатывал себя и потоки воды неслись по цементному полу - это было ужасно!

В соседних домах жили какие-то совсем страшные люди - пили все, и мужчины и женщины, дети бегали грязные, но зато худые и веселые.

А потом папа нашел работу, где платят мало, но "ставят на очередь" и через какое-то время мы переехали в гостинку!!! Мне было 6 лет...

Продолжение следует

P.S.

Сейчас сижу вот, вспоминаю и понимаю - как мы жутко жили: сараи, хибары, печное отопление, туалеты во дворе... Бедные мои родители, что им пришлось пережить! Я-то была ребенком, ничего этого не ощущала, у меня было счастливое детство!

А бараки возле железной дороги и коммуналки двухэтажные, кстати, стоят до сих пор на мысе Чуркина в г. Владивостоке...