Самогонка
На модерации
Отложенный
Есть три таких расхожих положения:
1. В РИ потребление водки год за годом снижалось.
2. Деревня была трезвой.
3. Крестьяне стали гнать самогон от безысходности при коммуняках.
Есть такие данные, что в 1863 году Россия бухала как проклятая по 1,5 ведра только водки на человека в год, а к ПМВ стала потреблять почти вдвое меньше (К.Б. Литвак. Самогоноварение и потребление алкоголя в российской деревне 1920-х). Цифры верные, но, как говорится, есть нюанс. Даже два.
1. Население России существенно увеличилось не только за счет рождаемости, но и за счет присоединения больших населенных территорий в Средней Азии. Население там к водке не особо. Своих исконных мусульман тоже больше стало (хотя на Волге припить араке - норм).
2. Кто и как считал. До 1860-х цифры давали со своих продаж винные откупщики, потом до 1894 года, был некоторый бардак в подсчетах, а с 1894 года у нас винная монополия - данные по продажам прямые.
Поправки вносить надо, однако.
Современные булочники могут упиваться радужными цифрами, но тогдашнему руководству страны они очки не втирали.
Комиссия охраны народного здравия: "России принадлежит печальное преимущество быть впереди многих государств по числу умирающих ежедневно от опоя, по числу арестуемых полицией в безобразно пьяном виде, по проценту алкоголиков, поступающих на излечение в психиатрические заведения, по степени болезненности и смертности своего населения" (Алкоголизм и борьба с ним. Спб., 1909, с.69). Никому 1980-е не напоминает?
Как же это так происходит? А?
Вопросом тогда же задались исследователи этого феномена: С.А. Первушин, Д.Н. Воронов, Л.П. Весин.
Первушин подробно изучил статистику, собранную Комиссией и посмотрел продажи водки по регионам. Ну кто-кто лидеры.. Понятно кто: Финляндия, Великорорусские губернии, Украина. Чуть меньше на Средней и Нижней Волге и Черноземных губерниях. Польша тоже ничего так.
Далее Первушин (его труды: "Влияние урожаев в связи с другим экономическими факторами на потребление спиртных напитков в России" 1909, "Опыт теории массового алкоголизма в связи с теорией потребностей" 1912) считал уже сколько пьют именно в этих районах. И получил такие аховые цифры.
В деревне на одного взрослого мужика приходится 1,5 ведра водки в год, в городе на одного мужчину 4 ведра, в столицах - 7 ведер. Ёёёё! На стандартную (по тем временам) семью из пяти человек (папа, мама, три оболтуса) в деревне в год уходит 2 ведра, в городе 6,70 ведра, в столицах 10 ведер.
Во истину: в Питере - пить!
Что мы видим? Пьют! Пьют, сволочи! Была одна тонкость, к которой позже вернемся - в рабочих кварталах выпивали в 3-4 раза больше чем в кварталах состоятельных горожан.
Но деревня действительно пьет в разы меньше бухого в хлам города.
Более того, Воронов ("Алкоголизм в городе и деревне в связи с бытом населения: Обследование потребления вина в Пензенской губернии в 1912 г." Пенза, 1913) провел исследование в Пензенском уезде на предмет крестьянского алкоголизма. Для начала он просмотрел записи продавцов казенных лавок за год и обнаружил, что уезд закупал водки на 36 % меньше города Пензы. После чего он взял блокнот и поехал по селам. Всего объехал 8 сел с населением в 12.000 человек. Нашел всего 20 человек, которые выпивали ежедневно "для аппетиту". Все они оказались самыми зажиточными крестьянами и кулаками - больше богатых просто не было. То есть верхний класс этих деревень показал 100% по ежедневному приему "внутрь". Чистых алкашей насчиталось 40 - все, как один, ремесленники (сапожники, кузнецы и проч.).
Т.е. как мы видим, деревня вроде бы и впрямь трезвая. Даже удивительно - откуда в ней по 1,5 ведра на человека выпивается?
Collapse
Разумеется снова есть нюансы.
1. Крестьянин зарабатывает крайне мало, только чтоб прожить - бухло не вот прям роскошь, но удовольствие дорогое.
2. Крестьянское хозяйство и работа в поле не подразумевают затяжной пьянки - запой равен срыву работ, гибели скотины и, как следствие, разорению, закабалению или гибели в голодный год.
Если крестьянин богатеет, перекладывает большую часть работы на работников, то нормально так начинает ежедневно припивать. А все село ему завидует.
Воронов делает следующий вывод: крестьянин не является регулярным потребителем водки только по причине дороговизны и сильной занятости.
Далее он посмотрел, когда же обычный крестьянин потребляет водку? А пьет он только по праздникам и поводам. "Крестины, похороны, престольные праздники сопровождаются в деревнях большим расходом вина, чем в городе: организация помочей, попойки на общественных сходках, магарычи, отход и возвращение промышленников (от слова "промысел").
Первушин и Воронов сходятся во мнении, что в городе алкоголизм социальный (беспросветность, тоска, доступность синьки), а в деревне вынужденно обрядово-бытовой (копейка на бухло бережется для повода: как это - в повод и не выпить?!)
А вот как крестьяне пьют по поводу, нам расскажет Весин ("Современный великорусс в его свадебных обычаях и семейной жизни" 1891) на примере крестьянской свадьбы:
"Пить начинают задолго до свадьбы: при сватовстве, сговоре, смотринах, на девичниках.
Высватал жену, нужна водка - это называется "запИл"; потом необходимо делать "пропой", иначе девку не отдадут; далее - "сговор", сама свадьба и "княжной обед". Сама свадьба: "Старые и малые, мужчины и женщины, участвующие в пиршестве, считают своею обязанностью не просто пить, а напиться, потому что принято думать, что чем шире пьяный размах, тем почетнее свадьба и тем счастливее будут молодые. В пьяном угаре проводятся обыкновенно и следующие два дня после свадьбы, при "богатой" свадьбе 4 и 5 дней".
Другими словами, в деревне пьяный=богатый. Быть бухим - понтово.
Ну вот как-то так обстоят дела к началу Мировой войны: город в полный рост бухает, деревня нажирается по праздникам. Самогон почти никто не гонит - в голову не приходит.
Дальше что происходит.
С началом ПМВ в империи вводится сухой закон. В городах уныние, а в деревне даже приветствовали сначала - работы теперь завались, рабочих рук резко стало не хватать (мобилизация), не до пьянки. Да и оставшаяся молодежь не балует.
Вроде все хорошо, да не очень-то. Вековые традиции выработали четкий ассоциативный ряд русского крестьянина: повод - бухло. По свидетельству Воронова ("Жизнь деревни в дни трезвости" 1916) в 1915 году появляется известная присказка "Прежде похороны веселее были, чем теперь свадьбы".
У крестьян в горле копится.
В 1915 году же происходит общее экономическое ухудшение в стране. Пошла инфляция. В 1916 начались неслабые перебои с продовольствием. Крестьяне смекнули, что добром все не кончится и начали припрятывать хлеб. В это же время из города потянулись в деревню за едой. Денег нет - идет натуробмен. Деревня приоделась, затарилась солью, спичками, керосином.
Блин, вот теперь праздника хочется! И вот тут, в 1916 году, случается Великий алкоперелом.
Зерно могут отобрать, поэтому много попрятали. А чего добру просто так лежать? Начинается варка самогона для личного потребления. И тут - о боги! - обнаруживается, что его можно за очень дорого продавать в города! Спрос там просто бешеный - истосковались! Всю жизнь они там в городах бухали по пятницам-суботам, по пять баров у каждой станции метро, винный бутик у дома и алкотрип на футбол по воскресеньям. А тут почти два года без этих простых радостей жизни -
Пуд хлеба стоит как пуд хлеба. Закупочная госцена - это 50-60% от реальной рыночной стоимости(Аноним надеюсь поправит, если что). А из пуда хлеба можно нагнать 10-12 бутылок ядреного пойла, который уходит влёт по заоблачным для деревни ценам!
В деревнях появляются патефоны, гармони, самовары и сапоги бутылками, что ввело в заблуждение некоторых губернаторов относительно реального благосостояния вверенного населения, а за ними некоторых соискателей ученой степени кандидата исторических, прости господи, наук (простите: один автореферат сегдня в руки зачем-то взял..).
Самогон становится самой твердой валютой. Он открыл крестьянам доступ к товарам, о которых они ранее и помыслить не могли! Деревня гуляет
В 1917-м, когда все разваливалось на глазах, крестьяне большую часть попрятанного зерна перевели в этот надежный актив в ожидании сверхприбылей.
А профита бац - и не случилось! Сначала Временное правительство попыталось выполнить "союзнический долг" и отправить во Францию обещанные в прошлом году одним суперщедрым и дальновидным святым-страстотерпцем 50 миллионов пудов пшеницы при дефиците внутреннего потребления в 80 миллионов. Это означало, что хлеб будут выметать, а значит самогонку надо придержать - пригодится. Но летом начала разгораться гражданская война, страну захлестнули толпы дезертиров, город обнищал донельзя, пошли повальные реквизиции со всех сторон, визиты банд отморозков и прочие прелести вроде тифа и фронтового сифилиса.
Что делать? Бухать самим, что ж еще! Завтра ведь может и не быть, а самогона завались.
И понеслось. Бухали все, от мала до велика. 8-летние алкоголики были нормой. Откуда брались? А старшим помогали гнать. Дети в деревне - это же просто неподросшие работники.
"Как не бухать, когда вокруг ужасть что творится?".
Вот дальше уже оправдывались продразверсткой, НЭПом, Ленин - Гриб, Спартак-чемпион.
Все 1920-е Советская власть будет долго и трудно вытаскивать деревню из запоя и ограждать городских работяг от палёного пойла.
Комментарии