Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?
На модерации
Отложенный
Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег.
В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о каких программах не сообщает. Он просто снижает ставки и готовится увеличить объемы средств у банков для кредитования бизнеса.
Владимир Путин заставил чиновников смягчиться
Так, 5 июля глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в эфире телеканала «Россия-24» заявила следующее: «Мы видим по последним данным – последние слабые данные экономики, и, конечно, это нас заставит, видимо, в июле серьезно подумать по поводу траектории снижения ставок». Ранее она заявляла, что ЦБ на своем заседании 26 июля может рассматривать вопрос о снижении ключевой ставки не на 0,25 процентного пункта, а на 0,5.
Такие действия ЦБ противоречат его прежней политике и убеждениям лично Эльвиры Набиуллиной, которая ранее считала, что ЦБ должен думать только о замедлении темпов инфляции, а не о поддержке экономики деньгами. Так, 4 июля на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге она заявила, что «если пытаться, раздавая дешевые деньги, маскировать структурные проблемы, то наша страна потеряет еще больше времени: сначала мы лишимся завоеванной с таким трудом макроэкономической стабильности, а потом будем заново решать проблему ее восстановления, подрывая веру в завтрашний день у населения и бизнеса». Но такие убеждения не помешали главе российского ЦБ объявить о стремлении побыстрее сделать деньги дешевыми.
Более того, ускоренное снижение ставки – это не единственная запланированная мера смягчения. С 1 января 2020 года российский ЦБ снизит коэффициент риска по кредитам корпоративным заемщикам в целях стимулирования кредитной поддержки экономики страны. А именно, коэффициенты риска по кредитам корпоративным заемщикам, которые относятся к первой и второй категории качества, а бумаги которых имеют доступ к торгам на бирже, уменьшаются со 100% до 65%, а аналогичные коэффициенты для субъектов малого и среднего бизнеса снизятся со 100% до 75-85%. Согласно расчетам старшего аналитика Райффайзенбанка Дениса Порывая, это позволит банкам освободить около 18 трлн. рублей, которые они потенциально могут направить на кредитование реального сектора экономики.
Таким образом, объявленные шаги российского ЦБ выглядят довольно серьезно и способны оказать существенную поддержку экономике страны. В связи с чем произошло столь кардинальное изменение политики ЦБ, Эльвира Набиуллина не сообщила. По-видимому, это вызвано давлением со стороны президента РФ Владимира Путина, которое тот оказывает на правительство, пытаясь заставить чиновников реализовать национальные проекты.
Это что-то новое, так как в 2012 году Владимир Путин также принял майские указы, как и в 2018 году, в соответствие с которыми предполагалось увеличить темпы развития экономики страны и поднять уровень жизни населения. Но правительство и ЦБ тогда просаботировали распоряжения президента, списав свое бездействие на международные санкции. Чиновники пытались поступить так же и сейчас, саботируя выполнение нацпроектов, предложенных Владимиром Путиным в 2018 году, но президент РФ на этот раз постоянно требует от них действий. Так, 3 июля на совещании в правительстве Владимир Путин напомнил министру финансов РФ Антону Силуанову о необходимости снижения ставок по ипотеке, запланированного в рамках национальных проектов для льготных категорий населения, до 6% и поручил ему контролировать этот процесс совместно с ЦБ. То есть российский президент перешел к ручному управлению правительством и Банком России.
Чиновники, похоже, уловили изменение подхода Владимира Путина к управлению страной и начали искать крайнего – того, кого президент в конце концов уволит, так как способа осуществления поручений президента они, похоже, не видят. В связи с этим глава Минэкономразвития Максим Орешкин, который является кандидатом №1 на увольнение, предсказал рецессию в экономике РФ и заранее обвинил в этом возможном событии Банк России.
Эльвира Набиуллина, похоже, поняла, что она может оказаться крайней, и решила изменить политику ЦБ, несмотря на свои прежние убеждения.
Ситуация в руководстве РФ в настоящее время напоминает то, что сложилось в руководстве Беларуси после того, как правительство просаботировало в 2017 году поручение президента страны Александра Лукашенко увеличить среднюю зарплату в стране до 1 тыс. рублей. Президент в конце концов разогнал правительство. К этому дело идет и в России. Ей тоже грозит правительственный кризис, и, как водится, девальвация.
Белорусские банки лопаются от денег
Происходящие в России события окажут непосредственное влияние на экономику РБ. С одной стороны, рост экономики РФ, который возможен в связи с увеличением объемов кредитования российскими банками, позволит увеличить и белорусский экспорт в эту страну. С другой стороны, мы можем импортировать инфляцию и девальвацию, так как если российский ЦБ действительно проведет существенное смягчение своей денежной политики, могут сбыться и опасения Эльвиры Набиуллиной насчет рисков дестабилизации финансового рынка.
К тому же, ситуация осложняется тем, что в Беларуси назревает собственная программа смягчения денежной политики, причем сразу по двум причинам.
Во-первых, без подобного смягчения правительству вряд ли удастся обеспечить темпы роста ВВП по итогам 2019 года на уровне 4%. Это причина того же порядка, что и опасения российских чиновников в связи с угрозой отправки в отставку.
Во-вторых, в белорусской банковской системе сложился избыток рублевых ресурсов, которые при сложившемся уровне процентов по кредитам, не находят применения в экономике. То есть, Нацбанку надо снижать ставки, так как они не соответствуют состоянию рынка. Пока же он препятствует этому, изымая деньги посредством размещения собственных облигаций.
В мае текущего года рублевые активы коммерческих банков страны (без учета Банка развития) выросли на 695 млн. рублей по сравнению с апрелем и достигли 34,89 млрд. рублей. Но кредитная задолженность экономики РБ перед банками в белорусских рублях выросла всего на 310,5 млн. рублей – до 23,96 млрд. рублей. Избыток средств, не попавших в экономику, из банковской системы изымается Нацбанком. Так, на аукционе по размещению своих краткосрочных рублевых облигаций, состоявшемся 4 июля, он привлек 2,98 млрд. рублей, хотя на аналогичном аукционе примерно год назад – всего 0,59 млрд. рублей.
Похожая ситуация сложилась и с валютой. Активы коммерческих банков в иностранной валюте в мае увеличились на 288,7 млн. долларов и составили 18,57 млрд. долларов. При этом иностранные активы банков в мае выросли на 524,6 млн. долларов – до 2,09 млрд. долларов. То есть, валюта была выведена за рубеж. К тому же Минфин в мае разместил долгосрочные валютные облигации на 303,6 млн. долларов.
Избыток ресурсов теоретически должен привести к снижению ставок по кредитам. Этот процесс уже начался. Так, Беларусбанк с 1 июля снизил процентные ставки по вновь заключаемым кредитным договорам на строительство и приобретение жилья до 14,5% годовых. А процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам на потребительские нужды и овердрафтным кредитам сокращены на 0,5-1 процентный пункт. Похоже, действуют и некоторые другие банки.
Так что денежное смягчение в Беларуси уже началось, но пока Нацбанк и Минфин пытаются ему помешать, отвлекая избыток ресурсов с рынка и препятствуя снижению ставок. Намерения у регуляторов, разумеется, самые благие. По-видимому, их руководство, как и Эльвира Набиуллина, опасается дестабилизации финансов. Но можно ожидать, что по мере смягчения политики российского ЦБ и белорусскому Нацбанку придется смириться с неизбежным и начать денежное стимулирование белорусской экономики. А что касается рисков, то они довольно велики даже и без денежного стимулирования экономики в РБ, так как этим активно занимаются другие страны.
Комментарии
Без каких либо нормальных мотиваций.
ХАЧУ АЭС!!!!!!!!!!!!! -- это его единоличное решение...
А что теперь?
Теперь он пытается найти виноватого в том, что его хотелка летела Народу в 15 миллиардов долларов.
И электроэнергия с АЭС -- абсолютно никому не нужна.
Так что -- пусть белорусские банки хоть порвет от избытка никчемных белорусских зайчиков -- на экономику, бизнес, благосостояние Народа -- это НЕ ОКАЖЕТ НИКАКОГО ВЛИЯНИЯ.