Путин готов дать еще один отпор Жозе Мануэль Баррозу

На модерации Отложенный
Путин готов дать еще один отпор Жозе Мануэль Баррозу

 

Когда российский премьер-министр встречался с председателем Еврокомиссии в последний раз, встреча эта прошла не очень хорошо.

На пресс-конференции по итогам саммита в 2009 году Жозе Мануэль Баррозу подверг Россию критике за обстановку с правами человека, но получил мощный отпор от Владимира Путина, который обвинил Европу в том, что у нее есть собственные нарушения, включая дурное обращение с рабочими-мигрантами.

Как сообщалось в американских дипломатических телеграммах, полученных сайтом WikiLeaks и прочитанных журналистами Financial Times, публичная перепалка была лишь вершиной очень большого айсберга. Спустя две недели после саммита высокопоставленный представитель Евросоюза заявил сотрудникам американского посольства в Москве, что есть свидетельства «хорошо известной личной неприязни между Путиным и Баррозу».

Российский премьер-министр «считает председателя Еврокомиссии троянским конем новых стран-членов ЕС», отмечается в американской дипломатической телеграмме со ссылкой на этого представителя. «Газовая война с Украиной лишь усилила личную неприязнь Путина к председателю».

В четверг два этих человека проведут первый с момента той злополучной встречи саммит. Хотя связь между международными спорами и личными разногласиями зачастую бывает очень слабой, Баррозу и Путин проведут конфиденциальную встречу с глазу на глаз, и произойдет она в момент, когда вопреки многочисленным саммитам последних лет, большая часть двусторонних вопросов, касающихся прав человека, энергетической политики и Грузии, остается нерешенной, и по ним сохраняются острые противоречия.

Представители обеих сторон утверждают, что эти люди с уважением относятся друг к другу, однако десятки американских дипломатических депеш рисуют совсем другую картину.

Часть из них уже стала достоянием общественности, в том числе, телеграмма, написанная на пике войны 2008 года с Грузией. В ней приводятся слова французского дипломата о том, что помощники Путина обращаются с Баррозу «грубо и снисходительно», считая его «безосновательно превозносимым международным чиновником, недостойным присутствия царя».

Однако по данным неопубликованных телеграмм, напряженность между Баррозу и Путиным существовала еще до войны, и причиной тому стали попытки главы Еврокомиссии ликвидировать зависимость ЕС от российского газа, которые он предпринимал вопреки тому, что некоторые более старые члены Евросоюза, в частности, Германия, активно обхаживали Кремль.

Как сообщалось в телеграммах из посольства США в Вильнюсе, Баррозу занял сторону Литвы в споре с Путиным по поводу перебоев с поставками нефти на литовский нефтеперерабатывающий завод, подняв этот вопрос на обеде в рамках встречи в верхах.

«Баррозу жестче всех высказывался по вопросу энергетической политики на обеде с Путиным, - говорится в одной из телеграмм со ссылкой на литовского официального представителя. – Литовцы полагали (ошибочно), что письмо с выражением поддержки … от Баррозу являлось попыткой решить эту энергетическую проблему по-тихому, и их удивил жесткий тон его высказываний».

Резкие слова летали в обоих направлениях. В телеграмме из посольства в Брюсселе со ссылкой на высокопоставленного руководителя ЕС говорится, как Баррозу поднял перед Путиным вопрос о том, что Евросоюз может воспользоваться своими законами о конкуренции, дабы ослабить жесткую хватку российского энергетического гиганта «Газпром» на рынках Европы – но в ответ «получил резкую выволочку».



После войны с Грузией и украинского газового кризиса 2009 года напряженность в отношениях, видимо, усилилась.

Менее чем через три недели после того, как газ вновь потек по украинским трубопроводам, американские дипломаты в Брюсселе сообщили о заявлении Баррозу с угрозой в адрес Путина. Он сказал, что будет рекомендовать компаниям полностью отказаться от закупок российского газа. Дипломаты посчитали эту угрозу «пустой», но отметили, что она «демонстрирует изменение в тональности Баррозу».

«Не вдаваясь в подробности, [высокопоставленный представитель ЕС] отметил, что разногласия между Баррозу и Путиным во время встреч на пике газового кризиса «приобрели личностный характер»», - написали месяц спустя работающие в Брюсселе американские дипломаты. Они добавили, что по мнению российского лидера, «[Баррозу] несправедливо и несоразмерно возложил вину за кризис на Россию».

Российский представитель в Евросоюзе Владимир Чижов заявил на этой неделе, что между Путиным и Баррозу «хорошие отношения», однако признал, что сегодняшняя встреча это «конечно, не мероприятие взаимного восхваления».

Представитель Баррозу сказал, что между сторонами существуют «отношения крепкого партнерства», о чем свидетельствуют многочисленные двусторонние встречи.

Выдержки из телеграмм

26.02.2009 г., Москва
«ХХХХ подтвердил наличие хорошо известной личной неприязни между Путиным и Баррозу. По его словам, премьер-министр считает председателя Еврокомиссии «троянским конем новых стран-членов ЕС», чьи заявления о том, что «семья ближе, чем друзья», прозвучали в Москве неубедительно. ХХХХ отметил, что разногласия между Баррозу и Путиным во время встреч на пике газового кризиса «приобрели личностный характер»».

27.01.2009 г., Брюссель
«По имеющейся информации, председатель Еврокомиссии Баррозу заявил Путину во время газовых отключений, что «если поставки не возобновятся, он порекомендует европейским энергетическим компаниям отказаться от закупок российского газа». Это звучит как пустая угроза, но демонстрирует изменение в тональности Баррозу».

1.10.2008 г., Брюссель
«Отвечая на вопрос о применении законов ЕС о конкуренции против Газпрома, ХХХХ подтвердил историю о том, что председатель Еврокомиссии поднимал эту тему перед тогдашним президентом Путиным, но в ответ «получил резкую выволочку»».

25.10.2006 г., Вильнюс
«ХХХХ с оптимизмом говорил о том, что Еврокомиссия будет и впредь оказывать политическую поддержку, отметив, что Баррозу жестче всех высказывался по вопросу энергетической политики на обеде с Путиным … [Литовцев] удивил жесткий тон его высказываний».

Питер Шпигель, "The Financial Times", Великобритания