Аутолиз и аутофагия или Не хлебом единым жив человек

На модерации Отложенный

В 2016 году нобелевская премия по медицине и физиологии была вручена японскому ученому, молекулярному биологу Ёсинори Осуми (родился 9 февраля 1945 г.) за открытие и исследование механизмов аутофагии.

Аутофагия – это процесс переработки клеткой собственных составных частей.

Справедливости ради надо отметить, что это явление изучал и советский ученый Александр Михайлович Уголев (1926-1991 гг.), - академик АН СССР по физиологии, впервые описавший пристеночное пищеварение, механизмы самопереваривания и исследовавший эволюцию пищеварительной функции. Уголев использовал термин аутолиз (самопереваривание).

(Для меня наиболее удивительны опыты Уголева, демонстрирующие переваривание живой и вареной пищи. Как оказалось, живая пища переваривается полностью, в то время как термически обработанная остается большей частью непереваренной. Хотя до него считалось (и до сих пор почему-то считается), что термическая обработка увеличивает усвояемость пищи.) 

Очевидно, что аутолиз и аутофагия – по сути, одно и то же явление, хотя нобелевская премия досталась только японцу (((.

В предыдущей статье (https://cont.ws/@zhamantikovagg/1382392) можно почитать интервью доктора биологических наук Алексея Москалева, попытавшегося популярно объяснить суть механизма аутофагии:

«Если заставить клетки голодать, то им придется использовать не внешние «стройматериалы», а самих себя «разбирать на запчасти», выбрасывать негодное, а из годного строить обновленный вариант себя.

Однако если постоянно жить в режиме недоедания, то аутофагия не остановится на нужном этапе — и это приведет к процессу дегенерации».

Получается, что живой организм способен, в принципе, обходиться без пищи, используя собственные ресурсы. Но пока мы не владеем в совершенстве искусством управления своими ресурсами и энергиями, механизм аутофагии имеет ограниченное время применения, за которым следует «неизбежная» дегенерация.

Я думаю, причиной ограниченности возможностей автофагии является… наше сознание. И Уголев, и Осуми рассматривали процесс аутофагии исключительно как пищеварительный. Будучи ограниченными рамками физиологии, они не попытались взглянуть на этот процесс шире.

Но что если мы будем рассматривать этот процесс не просто как пищеварительную функцию, а как процесс самоконструирования, самоорганизации, самосовершенствования материи?

Тогда очевидно, что этот процесс происходит не только на клеточном уровне, но и на биологическом, видовом, социальном, молекулярном (физико-химическом) и т.д.

С этой точки зрения, чем совершеннее организм (система), тем менее он нуждается в энергии извне, и более того – он сам способен синтезировать (созидать) новые структуры, оптимизируя систему в целом.

Да, аутофагия запускается (усиливается) в режиме голодания, но было бы ошибкой считать ее только лишь альтернативой привычному пищеварению, так сказать, запасным источником питания. Видимо, аутофагия, в той или иной степени, работает всегда. И судя по всему, именно она и обеспечивает нормальное функционирование организма и здоровый обмен веществ. И чем хуже этот механизм работает, тем больше наша зависимость от внешних источников энергии, тем слабее иммунитет и больше рисков для здоровья, тем сильнее чувство страха и незащищенности.

Не только пища является источником энергии для человека. Скорее пища – это дополнительный источник энергии, необходимый лишь тогда, когда собственная система самоорганизации недостаточно хорошо функционирует. И, кстати, об этом нам говорят и такие источники мудрости как Священные Писания. Недаром пост считает обязательным условием духовного просветления.

С точки зрения религии пост – это не просто лечебное голодание, но, в первую очередь, способ очищения и совершенствования сознания, которое здесь рассматривается не просто как функция мозга, а как единый процесс эволюции мира.

В восточных духовных практиках и религиях переход от животной пищи к растительной, а затем и вовсе к «праноедению» считается показателем и духовного просветления.

И даже если мы говорим о естественнонаучном, а не религиозном мировоззрении, то и здесь существуют негласные этические правила, согласно которым наиболее совершенной является та система, в которой минимально значение энтропии (т.е. процессов разрушения, смерти и деградации). И именно такие системы и организмы являются энергетически наиболее устойчивыми и имеют неоспоримое эволюционное преимущество.

А минимизация энтропии происходит, прежде всего, В СОЗНАНИИ. Чем шире и целостнее сознание, тем меньше энтропия и меньше потребность в энергии извне, тем меньше процессов деградации, старения и смерти. А вот что есть Сознание - это уже отдельная, большая и вечная тема...