Пример Трампа соблазнителен

На модерации Отложенный

Пример Трампа соблазнителен: вслед за торговой войной Штатов с Китаем Япония нанесла мощный экспортный удар по Сеулу, чье нынешнее руководство своими выпадами достало токийскую элиту. Японское правительство приняло решение ввести контроль за поставками в Южную Корею трех веществ и компонентов для производства полупроводников и экранов для различных устройств. Всего лишь трех. Но, как говорят, это может иметь катастрофические последствия для южнокорейской электротехнической промышленности.

Отныне на каждую сделку об экспорте туда этих материалов нужно получать отдельное разрешение. Если их поставки прекратятся, то производство полупроводников на заводах Samsung и других корпораций встанет самое позднее через три-четыре месяца. Чуть лучше, но совершенно отпадная ситуация будет в Южной Корее и с тонкими дисплеями — для смартфонов, например.

Суть конфликта — в истории первой половины прошлого века, когда Токио был колониальным владыкой Кореи. Ее жителей насильственно (особенно во время Второй мировой войны) мобилизовывали на принудительные работы со всеми понятными унижениями и страданиями. В октябре прошлого года Верховный суд Южной Кореи постановил выплатить компенсации четверым таким лицам (трое уже умерли), которых заставили работать на заводе японской сталеплавительной компании. И тут произошла затычка.

Южная Корея при нормализации отношений с Токио в 1965 году подписала документ, где отказывалась от всех претензий и компенсаций за колониальный период.

Взамен Япония как бы в виде помощи дала Сеулу огромные деньги на предельно льготных условиях или просто даром. Эти средства использовали с умом — они стали основой южнокорейского экономического чуда.

Нынешнее требование новых компенсаций (а активы японской сталелитейной компании уже изымают в Южной Корее) вызывает возмущение в Токио — его расценивают, как наглое нарушение договоренности. Как попытку постоянно использовать японские грехи далекого прошлого для шантажа. Япония предложила вынести спор на международный арбитраж — но Южная Корея отказалась.

И Токио нанес ответный удар, показав уязвимость южнокорейской экономики. Серьезная сеульская газета написала сегодня, что японцы вынули пока лишь одну из сотни козырных карт. От японских технологий очень зависит, например, южнокорейское автомобилестроение — на перспективных направлениях. Сеул сегодня уже спешно выделил 855 млн долларов на самозамещение трех японских штучек для полупроводников и экранов. Но быстро не получится, а время пошло — у южнокорейской промышленности в случае японского нажима запасы кончатся через три-четыре месяца. Токио решил играть всерьез.