Зачем РПЦ строит в Севастополе гостиницы у моря

На модерации Отложенный

Под прикрытием богоугодного дела застройщики РПЦ отбирают у севастопольцев общественные пространства и зеленые зоны. Все как у обычных девелоперов, только апартаменты и гостиницы будут называться «притчевыми домами», а резиденции местных иерархов — «зданиями общины». Их будет много, первая стройка уже началась.

На городском форуме Севастополя жители Гагаринского района обсуждают строительство храма святой Матроны, которое началась по пустыре за местной администрацией. 78% участников опроса проголосовало против строительства, но это голос в никуда — строительство уже начали и вряд ли остановят. Похоже, что жителей района, ожидавших после общественных слушаний изменений в проекте, обманули: без гостиницы для паломников строить еще один храм в этом районе нет смысла.

В Севастополе это первый подобный проект — очень скоро объекты РПЦ появятся по всему городу.

Только в районе парка Победы будет два таких комплекса с жилыми зданиями. 

«Шикарная гостишка» - так форумчане оценили проект храма святой Матроны, который появится прямо напротив парка Победы и неподалеку от пляжей. И они недалеки от истины: кроме небольшой церкви здесь будут построены притчевые дома - то есть здания для проживания служителей и гостиницы для паломников. В самом деле, куда еще паломничать в Севастополе, кроме как на пляж?

Напомним, поначалу храм хотели построить среди жилых домов, по адресу проспект Октябрьской Революции, 53а. Но жители района выступили против строительства. Тогда приходу подобрали другой участок: теперь строительство церкви и притчевых домов ведется по адресу проспект Октябрьской Революции, 6.

Важная деталь: год тому назад проект прошел общественные слушания, но в ходе слушаний члены общественного совета Гагаринского муниципалитета настаивали, чтобы был построен только один притчевый дом.

Информации о том, что такие изменения внесены в проект, на сайте местного благочиния мы не обнаружили. Только сообщение, что перед началом строительства прошел молебен.

Возможно, именно поэтому на паспорте объекта изображена часть проекта - без притчевых домов вообще. 

«Где обещанные изменения в проект?» - спрашивают горожане на форуме. 

Если церковники не откажутся от строительства второго притчевого дома, как того потребовали жители района в ходе слушаний, это значит, что гагаринцев просто обманули. Выставляя на всеобщее обозрение только часть проекта - только сам небольшой храм - клирики умалчивают о том, что здесь будет построен целый комплекс зданий. Так уже было во время баталий вокруг застройки сквера в Екатеринбурге, видимо это универсальный лайфхак от РПЦ.

Вот что мы видим сейчас на месте строительства — небольшой храм под сенью креста, и иконы. Визуализация скромности и смирения.

А вот - проект, размещенный на сайте правительства города три месяца тому назад. Чувствуете разницу?

Такой подмены севастопольцы привыкли ждать от застройщиков, чья жадность в распиле свободной земли у моря не знает пределов. Но похоже, когда речь идет о бизнесе, в РПЦ тоже действуют по принципу «цель оправдывает средства».

Строительство и восстановление храмов — благое дело.

В отдаленных районах, где их нет. В еще живых деревнях, где древние храмы стоят заброшенными. На месте разрушенных святынь, как это было в Сарове (закрытый город в Нижегородской области, где ядерный центр соседствует с монастырем, в котором жил один из самых известных российских святых). Помню, как в рамках подготовки 100-летия канонизации Серафима Саровского было выстроено новое здание для местного драмтеатра. До этого театр размещался прямо в храме Серафима Саровского, сейчас эта церковь, и многие другие святыни Саровской пустыни, восстановлены.

Но что святого на пустыре за администрацией Гагаринского района? Два пляжа рядом и парк напротив? Идеальное расположение для высокодоходного объекта паломнического туризма. 

А на улице Парковой? По данным правительства Севастополя, Стройнадзор уже выдал разрешение на строительство храма и «здания общины» возле парка Победы. Неплохое место для строительства комфортной резиденции: похоже, у местных служителей культа появились амбиции, каких не было при Украине.  Что ж, их можно понять. Если застройщикам можно строить «пансионаты» в Ласпи, то почему церковной элите нельзя выстроить «здание общины» у моря?

Под прикрытием богоугодного дела у севастопольцев отбирают свободные участки земли под общественные пространства и зеленые зоны под застройку. Только в этом случае апартаменты и гостиницы будут называться «притчевыми домами», а резиденции местных иерархов — зданиями общины.

Судя по тому, как огорожен участок под строительство, территория храма-гостиницы будет вплотную примыкать к тротуару.

Пока в Севастополе идет стройка первого храма-гостиницы, РПЦ через Госдуму монополизирует рынок паломнических поездок.

Законопроект о внесении изменений в законы «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О свободе совести и о религиозных объединениях» внесли несколько депутатов-единороссов. В их числе — Сергей Гаврилов, так неудачно присевший в кресло спикера грузинского парламента, и лидер севастопольских единороссов Дмитрий Саблин. 

Проект закона уже принят Госдумой в трех чтениях, а 26 июня был одобренСоветом Федерации и направлен на подпись президенту.

Изменения в законодательство вступят в силу через 120 дней после их опубликования, это значит, что примерно через полгода организовывать паломнические поездки будут только религиозные организации.

«Данное положение означает, что все прочие юридические лица, не являющиеся религиозными организациями, равным образом индивидуальные предприниматели, не вправе осуществлять паломническую деятельность» - разъясняет Московский Патриархат.

РПЦ давно и активно развивает этот сегмент, но сейчас конкуренция на рынке внутреннего туризма очень высока. В целом, объем рынка паломнического туризма эксперты оценивают в 27 млрд руб. в год. 

После того, как Путин назвал Херсонес сакральным местом, он стал сильным центром притяжения паломников со всей страны. Став монополистом на рынке организации паломнических туров,

РПЦ может либо заключать договоры на услуги размещения с отелями и терять часть доходов, либо размещать паломников в собственных гостиницах на территории таких комплексов, как храм святой Матроны. 

Поэтому храм-гостиница на Омеге — первый, но не последний в Севастополе. Тем более, что чиновники, по поручению губернатора Овсянникова, оказывают полное содействие в реализации таких проектов. «В течение 2018 – 2019 годов проведено несколько совещаний с участием представителей исполнительных органов государственной власти правительства Севастополя и Севастопольского благочиния. На совещаниях обсуждаются вопросы строительства ряда храмов», - смиренно отчитывается Стройнадзор.

По данным ведомства, кроме храмовых комплексов с жилыми зданиями на ПОР и Парковой, в ближайшее время в городе будет построено еще несколько объектов культа. В районе проспекта Генерала Острякова, например, часовню святителя Спиридона Триминфутского планировали построить в зоне зеленых насаждений, однако община не успела оформить в горсовете акт на этот участок.

Теперь церковники просят выделить им участок под строительство часовни и храма на территории детского комплекса. Полный перечень объектов опубликован на сайте правительства города, с ним можно ознакомиться здесь.

Если строительство больниц и газопроводов в Севастополе буксует, то возводить богоугодную гостиницу у Омеги доверили надежному подрядчику. После того, как ООО «Теплостройсервис» достроило образовательный центр в бухте Казачья, компания получила от правительства Овсянникова еще несколько госконтрактов на строительство школ и детсадов. На объектах этого подрядчика работы идут по графику, значит, строительство притчевых домов тоже не затянется надолго.

Мы живем на Омеге и часто слышим колокольный звон из храма святителя Николая в Камышах, он совсем рядом, в шаговой доступности. Но мы предпочитаем посещать церковь святой мученицы Татьяны на Студгородке, это тоже недалеко. Мне нравится ее скромность, чистота, простота беленых стен - здесь мне проще объяснить детям, что Бог есть любовь, и почему доброе отношение к ближнему важнее богатства. Весь облик этого храма — словно напоминание о нестяжательстве, о котором в РПЦ давно забыли. 

Так выглядит храм, а на Омеге будет «шикарная гостишка»

На ровном просторном участке за администрацией Гагаринского района, отобранном РПЦ у горожан под комплекс с гостиницей, мог бы быть сквер, которых так не хватает густонаселенному району. Игровой городок для детей, которые гуляют вечерами на площади у администрации, или памппарк для малышей с самокатами, которые сейчас мешают подросткам в скейтпарке Динопарка. 

Здесь могли бы построить социальный объект — например, филиал «Кванториума», чтобы одаренные дети из Гагаринского района не ездили по пробкам через весь город.

Но даже новый детсад в нашем районе построили черт знает где от ближайшей остановки общественного транспорта, прямо на остатках древней хоры, нещадно уничтожая краснокнижные деревья. А в Ленинском районе строительство новой школы и детсада вообще запланировали в балке, в удалении от жилых домов и подъездных путей. 

Как часто говорит Овсянников, другой свободной земли для социальных объектов в городе нет.  Зато для апартаментов (зачеркнуто) «притчевых домов» РПЦ есть и земля, и содействие правительства, и надежный подрядчик.

 

Кира Будах