Беды Земли Обетованной
На модерации
Отложенный
Любое израильское правительство — левое, правое, неважно — ставит целью увеличение числа новых репатриантов. И об этом говорят не только политики и чиновники — подавляющее большинство граждан в соцопросах тоже отвечают, что рост алии и абсорбция репатриантов нужны, пусть на это и уходит определенная часть бюджета. При этом между декларациями и тем, что человек на самом деле думает, есть некоторый зазор. Например, французская алия в народе ассоциируется с резким подорожанием квартир в Нетании и других городах прибрежной полосы. Если на улицах тех городов, где есть большие «эфиопские» общины, — в Хадере, Пардес‑Хане, Реховоте — спросить не под микрофон, что жители думают по этому поводу, то выяснится, что их беспокоят не Ганс, Биби, Либерман.., а увеличение уличной преступности, потребления наркотиков плюс квартиры, которые, наоборот, падают в цене, так как в кварталах, где много «эфиопов», престижность жилья снижается. Более того, известны случаи, когда жильцы дома, допустим, в Петах‑Тикве сбрасывались и выкупали соседнюю квартиру, чтобы хозяин не продал ее репатрианту из Эфиопии. Все это темы малоприятные и непопулярные, никому не хочется выглядеть ксенофобом и расистом, тем не менее реальное отношение людей к эфиопской алие далеко не однозначное.
Израильское общество является коллективом очень негомогенным. Президент Израиля Руби Ривлин сказал как‑то, что оно состоит из четырех «племен», друг с другом почти не пересекающихся: ультраортодоксы, религиозные сионисты — «вязаные кипы», арабы и светский Израиль. Кроме того, существуют значительные группы населения, которые адаптируются без интеграции. Это то, что произошло с «русскими»: можно сколько угодно перечислять успехи абсорбции, но любому наблюдателю сразу видно, что эти люди отличаются от других. Определенная конвергенция произошла, но не такая, чтобы говорить об интеграции. И в тот момент, когда приезжают группы, либо по внешнему виду, как «эфиопы», либо по языку, привычкам, манерам отличающиеся от остальных, возникают дополнительные точки напряжения.
Правда, алия 1990‑х изменила отношение к языку и культурному бэкграунду. До нее считалось, что новые израильтяне должны говорить только на иврите и поскорее забывать язык страны исхода. Репатриантам из стран бывшего СССР удалось поменять правила игры. Сегодня новость о том, что учительница в школе запрещает ребенку читать книги на русском языке, выглядит просто мелким казусом. И это отразилось как на тех, кто приехал раньше и не мог говорить на ладино или фарси, так и на тех, кто репатриируется сейчас и пожинает плоды этих изменений.
Иудаизм, как и другие монотеистические религии, не чужд прозелитизма. В разные эпохи эту веру принимали римские горожане, берберские племена Марокко, жители Йемена, кочевники-хазары, славяне на Украине. Мы точно не знаем, когда эфиопские племена агау приняли иудаизм. Одни относят это событие к IV-V веку нашей эры, другие видят в нем результат эволюции некоторых ветвей эфиопского христианства. На последнее, указывают и некоторые обычаи эфиопских евреев – например, существовавшее до начала прошлого века монашество. В дальнейшем многие израильтяне были шокированы, обнаружив у многих старых эфиопских евреев на лбу татуировки в виде крестов.
К концу XX века на территории Эфиопии проживало несколько сот тысяч местных евреев. На родине они назывались фалаша («пришельцы», «выходцы»). Традиционными занятиями эфиопских евреев было земледелие и ремесла.
Как эфиопские евреи оказались в Израиле?
Колонизаторская израильская буржуазия стремилась вытеснить палестинских арабов с рынка труда. Их место должна была занять дешевая и покорная рабочая сила. В 1907-1908 году в Палестину были ввезены первые йеменские евреи: «Эти примитивные, естественные рабочие способны делать любую работу, без стыда, без философии, и без поэзии. …Это не моя идея, что йеменские элементы должны остаться в своем нынешнем статусе. Да – в их варварском, диком, настоящем статусе. … Йемениты существуют сегодня на том же отсталом уровне, что и феллахи. …Они могут занять место арабов» ликующе писала газета «Ха-Цви». В 1950-е годы на роль дешевой рабочей силы и пушечного мяса были определены евреи арабских стран. Черед эфиопских евреев настал в конце 70-х годов, после того как еврейская эмиграция из СССР закончилась сразу же после первых писем из «Земли Обетованной». В 1975 году верховный раввин Израиля признал принадлежность фалаша к еврейскому народу, а в 1977 году первые эмигранты из Эфиопии прибыли в Тель-Авив.
Эмиграция эфиопских евреев в Израиль проходила в ужасающих условиях гражданской войны и голода, охватившего государства Африканского Рога в 70-80-е годы. Беженцы шли в Сомали, откуда их забирали самолеты израильских ВВС. Многие христиане выдавали себя за евреев, чтобы бежать из охваченной войной Эфиопии. Эмиграцией занимался «Ха-ваад леман Ехудей Этиопия» («Комитет для евреев Эфиопии»). Его сотрудники занимались распределением гуманитарной помощи в лагерях беженцев и очереди на посадку в самолеты. В начале 2000-х годов, журнал «7 дней», приложение к газете «Едиот Ахронот» опубликовал подробности деятельности «Комитета», сотрудники которого разворовывали гуманитарную помощь, заставляли людей отдавать все свое имущество за немедленную посадку в самолет и превращали красивых эмигранток в своих наложниц. Один такой активист прилетел в Израиль с семью женами! В дальнейшем, израильские спецслужбы были вынуждены вывезти этих «героев» националистического израильского движения в Канаду. В Израиле они могли встретиться с кем-нибудь из своих бывших подопечных, что привело бы к непредсказуемым последствиям. Всего в 1970–2000-х года в Израиль было вывезено до 130 тысяч эфиопских иудеев.
Каково положение эфиопских евреев в Израиле?
Согласно религиозным представлением фалаша, после переселения в Эрец-Исраэль кожа истинных евреев белеет. С эфиопскими евреями ничего подобного не произошло, что весьма печально сказалось на их дальнейшей судьбе – они стали жертвами обыкновенного расизма. Эпизоды, связанные с дискриминацией выходцев из Эфиопии регулярно появляются на страницах израильских газет:
В 2012 году СМИ Израиля писали, что в школах и детских садах страны эфиопских детей держат отдельной от белых. Министр просвещения Юли Тамир возмущенно заявила: «Я была потрясена тем, что случилось с этими девочками. Ни об одном из подобных случаев не сообщалось в министерство просвещения. Это – явный расизм, виновные понесут наказание». Но, естественно, виновные так и не были обнаружены. А в том же 2012 году в городе Ашкелоне эмигранты из России не пустили эфиопскую еврейку в бомбоубежище «для белых» во время ракетного обстрела города «Хизбаллой».
В 2013 году израильские власти признали, что в течение многих лет эфиопским женщинам под видом витаминов тайно вкалывали контрацептивны. В результате этого рождаемость в эфиопской общине в Израиле упала на 50% по сравнению с той, что была у них в Эфиопии.
К началу 90-х годов 51% семей выходцев из Эфиопии в Израиле жило за чертой бедности. Лишь 40% эфиопских детей заканчивало школу. Из 3000 эфиопских евреев с высшим образованием лишь немногие имели работу.
В городе Реховот многие семьи из 8-13 человек ютились в крошечных 3-комнатных аналогах советских «хрущевок».
Какова ситуация с полицейским насилием в Израиле?
Согласно воззрениям восточноевропейских либералов, в западных странах не существует полицейского насилия, а агрессия стражей закона – это прямое следствие тоталитарного советского наследия. Ну а если представителю закона приходится применить силу, то это, конечно же, вынужденный ответ на агрессию черного, араба или левака. Одним словом, дикаря, не понимающего доброго отношения. Любопытно, что в Израиле «особый» интерес полиции вызывают как раз эмигранты из России, для которых тема насилия со стороны людей в форме является одной из самых болезненных. При этом, не смотря на пресловутую «русскую мафию» русские меньше всего совершают преступлений.
В 2004 году широкую огласку приобрел случай избиения полицейскими семьи Рудницких в Ашкелоне. Среди жертв насилия была 75-летняя женщина, а один пострадавший от рук полицейских был доставлен в больницу. Несмотря на запросы депутатов кнесета и протесты общественности полиция категорически отказалась извиняться и увольнять виновных в нападение на эмигрантов из СНГ.
В сентябре 2009 года 25-летнего Захара Рошковича попросившего остановивших его дорожных полицейских сменить трубку детектора алкоголя, облили слезоточивым газом, заковали в наручники и отвезли в участок, где его избивали несколько часов. В больнице у Захара были обнаружены синяки на руке, по форме напоминающие отпечатки подошв, гематома на голове и сломанный зуб.
В 2013 году без объяснения причин был задержан и избит студент колледжа Андрей Игнатов. Жертва смогла записать на смартфон слова полицейского: «Я буду говорить с тобой у кладбища, где нет камер… Ты все равно скажешь, что мы тебя избили, так пусть у тебя будет причина. Мы начали с тобой по-плохому, я хочу продолжить»
Список нападений полицейских на одних только выходцев из СНГ можно продолжать до бесконечности. Между тем, из 64 жалоб на действия израильской полиции поданных в 2009 году, до обвинительного заключения дошла лишь одна. Правда, в Израиле нет стеклянных полицейских участков. Может быть, в этом вся проблема?
Что стало причиной нынешнего протеста эфиопских евреев?
Поводом для начала акций протеста стало заснятое на видео избиение полицейскими эфиопского солдата Дамаса Пакаду. В контексте израильской действительности, происходящие на пленке события, представляют собой трагический фарс, своего рода «мир наизнанку». Солдат в израильской форме ассоциирующийся с нападениями на палестинцев, внезапно предстает жертвой. Более того, в конце концов Пакаду даже хватается за камень, чтобы отбиться от нападавших, что вызывает еще больше аналогий с интифадой.
Произошедшее стало для эфиопских евреев последней каплей. В стране начались массовые акции протеста эмигрантов из Эфиопии, которые достигли своего пика 3 мая на манифестации в Тель-Авиве. Вот как описывал произошедшее там русскоязычный активист анархистского движения:
«Спустя пару часов после начала демонстрации протестующие двинулись на трассу Аялон, собирая по дороге все больше людей. Когда демонстранты перекрыли трассу, их было уже несколько тысяч. В целом шествие выглядело почти как фестиваль: люди вели себя скорее весело, чем агрессивно, организаторы просили не выкрикивать радикальных лозунгов, участники шествия по-прежнему требовали лишь остановить расизм и полицейское насилие, впрочем, немногие спонтанно возникавшие социальные кричалки активно подхватывались. Полиция противодействовала шествию довольно вяло, и многие были уверены, что власти боятся развития протеста и ждут, когда он утихнет сам собой, — до того момента, как десятитысячная толпа подошла к мэрии на площади Рабина. Люди уже собирались расходиться, как вдруг, видимо, в ответ на призывы отдельных активистов штурмовать мэрию, в толпу полетели шумовые гранаты, а спустя небольшое время ворвалась конница. Поскольку протестующие отказывались уходить, гранат стали бросать все больше, к ним добавилась пена из водометов, а вскоре начались задержания.
По данным СМИ (которые постоянно растут) на площади было задержано около сорока человек – но это лишь официальные данные. Некоторых задержанных полиция просто избивала и тут же отпускала, не оформляя задержание официально. Раненых — около 70, есть ранения средней тяжести».
Что будет дальше?
ВВС назвал события в Тель-Авиве «Израильским Балтимором», копнув даже глубже, чем предполагали сами журналисты. Протестное движение израильских низов, всегда развивалось под сильным влиянием событий в США. Еще в 1970-е годы марокканские евреи, восставшие против ашкеназского истеблишмента Израиля, называли себя «Черными пантерами», по образцу революционеров негритянских гетто Америки.
Напуганная верхушка Израиля спешно предпринимает меры, чтобы унять страсти. Премьер-министр Натаниягу встретился с избитым солдатом Дамаром Пакаду. Полицейские чины хором пообещали провести расследования всех дел, связанных с злоупотреблением власти по отношению к эфиопским евреям. Израильские власти хорошо умеют говорить и обещать. Это мы знаем по протестам 2011 года. Другое дело, что они реально могут сделать, чтобы изменить ситуацию?
Расизм является неотъемлемым структурным элементом израильского государства, идеология которого всегда утверждала, что «испорченные» «галутные евреи» всегда стоят неизмеримо ниже уроженцев Израиля – «сабр». Одновременно с этим, израильское общество воспроизводит типичную европейскую колониальную структуру – белая верхушка, промежуточные «цветные» прослойки, покоренное туземное население. Расистски настроения подогреваются и непрекращающимся потоком беженцев из Африки, которых часто путают с «законными» эмигрантами из Эфиопии. Навряд ли в этих условиях расизм израильтян может быть преодолен.
Конечно, смешно говорить о преодоление полицейского насилия в стране, где люди с детских лет растут рядом с оружием, и поголовно проходят школу военно-полицейского насилия по отношению к покоренным палестинцам. Угнетатель никогда не может быть свободным человеком, насилие всегда возвращается к нему самому.
Нельзя ожидать, что неолиберальное правительство Израиля предпримет шаги для улучшения социально-экономического положения эфиопской общины. Ведь еще недавно министр абсорбции Михаил Нудельман заявлял: «репатриантам из Эфиопии пора перестать мыслить иждивенческим категориями». Что могут предложить, адепты свободного рынка эфиопским беднякам? Леску для удочки, чтобы повесится в кредит?
За рубежом принято думать, что израильское общество – это образец единства и сплоченности. Реальность далека от этого мифа. На деле, Израиль очень похож на своих ближневосточных соседей – Ливан, Сирию, Иорданию. Речь идет о мультиэтническом сообществе, в котором под влиянием рыночных реформ и политической нестабильности обостряются противоречия. Рано или поздно наступит момент, когда перед лицом эти противоречий страх перед палестинцами отступит на второй план, и мир содрогнется от зрелища израильского «единства» разорванного в мелкие клочья.
Сейчас мы дожили до эфиопской интифады. Чем все закончится — будем посмотреть.
Комментарии
Комментарий удален модератором