О возвращении в ПАСЕ и комплексе провинциализма у правящей верхушки РФ

На модерации Отложенный

Бюрократия родная – или зачем нужно России возвращение в ПАСЕ

Вопрос о том, зачем возврат России в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) нужен обеим сторонам, вполне естественен. Для ПАСЕ это прежде всего деньги. России средств на взносы не жалко, это понятно. Не на детские сады же тратить. Кроме того ПАСЕ – огромная бюрократическая структура. Она существует, чтобы разбирать различные склоки между странами. И существует именно благодаря большому количеству государств-участников. Чем эти члены скандальнее, тем лучше. Очень всем приятное занятие – торговаться, выяснять, договариваться. Тем более что все делается за казенный счет. Лично никто ничем не рискует.

Кстати, тот же ответ могу дать тем, кто с возмущением говорит: «Зачем НАТО расширяется, если они ничего против нас не имеют?» Вот ровно затем же. НАТО – это точно такая же, как ПАСЕ, большая бюрократическая организация, которая жива тем, что в ней много членов. И чем их больше, тем для бюрократии лучше.

Теперь – для чего это России? Российские чиновники, разумеется, в восторге, потому что это лишний повод съездить в Европу с кем-нибудь поругаться. То есть руководствуются они абсолютно теми же мотивами, что и члены ПАСЕ. Одного поля ягоды с евробюрократами. Так что странно не то, что вернули полномочия, а то, что так долго этого не делали. Это же был чистый разор и для тех, и для других! Радости никакой, проблем много.

Не стоит, однако, думать, что при всем этом ничего важного не произошло. Ведь если вы входите в ПАСЕ, то для вас становятся обязательными решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Для конкретных людей, которые попадают под конкретные дела, это очень существенно. Насколько я знаю, Россия – рекордсмен и по количеству жалоб, подаваемых в ЕСПЧ, и по количеству решений, которые выносятся там не в пользу РФ. Отчасти это объясняется нашим безобразным судопроизводством. А отчасти – плохим отношением к России, от которого тоже никуда не денешься.

Конечно, весьма показательно, что нашего красавца-мужчину и известного донжуана Леонида Слуцкого не выбрали вице-президентом ПАСЕ. Но другой исход был бы крайне странным, учитывая отношение европейцев к сексуальным домогательствам. Казалось бы, России стоило отозвать его кандидатуру самостоятельно. Но нет! Русские, как известно, своих не сдают! Оставить своего бойца на растерзание врагу – это исключено! Так что совершенно точно наши упрутся намертво. И биться будут даже не ради самого Слуцкого, а просто из принципа.

Очевидно, что все это сильно обижает Украину. Но готов предположить: в Европе сейчас раздражение по поводу Украины не меньше, а то и больше, чем по поводу России. Для России они ничего не делают, а Украине деньги дают. И что получают взамен? Ничего. Конечно, полномочия России вернули не специально в пику Украине. Но считаться с ее обидами и протестами – с какой стати?

И последнее. Если кто-то считает, что возращение в ПАСЕ – это ступенька к возвращению в G7, чтобы она снова стала G8, то вынужден разочаровать. Это совершенно другая история. «Семерка» не нуждается в возвращении России. Хотя в принципе и G8, и отмена санкций – вещи совершенно реальные. Но для этого надо сильно постараться и предпринять какие-то мощные шаги. Просто так никто нам подарки делать не станет.

Леонид Радзиховский

***

О возвращении России в ПАСЕ и нашем комплексе провинциализма

Вот она радость-то, светлый праздник! Ликуй, святая Русь! Впору в пляс пойти: нас снова пустили в ПАСЕ! На каких условиях? Да какая разница! Нам ли, лапотникам, обсуждать?  СМИ уже назвали это возвращение важной победой российской дипломатии.

Нас будут учить жить, попрекать в каких-то нарушениях; бывшие остзейские провинции будут демонстративно покидать заседания в знак протеста против нас, а мы будем тихо сидеть и обещать исправиться…

Что-то это сильно напоминает… Ах, да, конечно: Олимпиаду и допинг. Уж как мы только ни гнулись, ни оправдывались, ни доказывали, они – светочи цивилизации и прогресса – остались неколебимы и непреклонны.

И я уверена, ещё впереди нас ждёт масса унижений. А всего и делов-то было – спокойно выйти вон.  И денег бы сколько сэкономили! Сколько бы стадионов наоткрывали для детского и массового спорта! Так нет же, скулили перед дверью, ходили под белым флагом, теперь опять, кажется, нам надо что-то доказывать.

Кому нужен весь этот мазохизм?

Тут несколько слоёв. Самый поверхностный: это нужно дипломатам и чиновникам. Ездить за казённый счёт за границу, жить там подолгу, получая большую зарплату и не отвечая ни за какой практический результат – это ли не идеал гладколицего джентльмена в элегантном костюме? Вот эта публика, разумеется, будет зубами и когтями цепляться за любую возможность сидеть на хорошем месте. Самое досадное наказание для нее – возвращение на родину. Это знают все, кто мало-мальски причастен к этой среде, но говорить такое вслух – неполиткорректно. Лишь редкие наглецы могут себе позволить…

Кстати об этом же сказал, правда, вскользь старый дипработник, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов: «Я понимаю желание людей туда ездить и работать в этих уютных условиях. Но надо всё-таки разобраться в природе того, что там имеет место в настоящее время». Самое характерное слово тут «всё-таки»: все любят уют, но «всё-таки» не мешало бы и поработать – разобраться.

Однако есть более глубокий слой. Это наш унылый провинциализм, чрезвычайно распространённый среди высших сословий – даже больше, чем среди простой публики. Что это означает?

Вовсе не узость кругозора, неумение складно стрекотать по-английски или подбирать галстук под цвет носков. Провинциализм – это ощущение своей непоправимой второсортности. Гнетущее чувство, что живёшь ты в захолустье, где и ничего хорошего нет и не предвидится. А потому главная твоя жизненная цель – выбраться из этого захолустья. Провинциалу не приходит в голову даже попытаться превратить свою родину сначала в пригодное, а потом и желанное для жизни место. Нет! Только бежать оттуда без оглядки!

Жить на Западе, быть принятым на Западе, делать как на Западе – это необсуждаемое благо. Так мыслит и чувствует провинциал.  Безусловно и без рассуждения участвовать в любых международных организациях, присоединяться ко всему, куда пускают и рваться туда, куда почему-либо не пускают – словно купчина в дворянское собрание. Провинциал даже не смеет рассуждать о том, какая ему выгода от участия во всём этом. Запад – это прекрасно само по себе.  Мы долго скулили перед дверью ВТО – и наконец нас впустили. И что же? Может быть, это защитило нас от санкций? Увы. Но захоти мы проводить политику разумного протекционизма – поднимется ор.

Нет, далеко не случайно после войны начал Сталин борьбу с «космополитизмом и низкопоклонством». К сожалению, ее опошлил наш агитпроп, но идея была верная. Как мы привыкли с петровских времён смотреть на всякого иностранца как на светоча и учителя, так и продолжаем поныне. А за высшее счастье почитаем подвизгивать на коврике в прихожей у западных господ. Сколько зерноуборочных комбайнов можно было б купить за те 66 млн. евро, которые мы должны будем заплатить за возвращение в ПАСЕ!..

Никакого рационального обоснования такое поведение не имеет. Многократный и вековой опыт должен был бы убедить нас, что никакое поведение России не заставит Запад её полюбить. «Чем искреннее и бескорыстнее усваивали мы себе одну из европейских точек зрения, тем глубже ненавидела нас Европа, никак не хотевшая верить нашей искренности и видевшая глубоко затаенные властолюбивые планы», –писал ещё Николай Данилевский в его знаменитой книге «Россия и Европа».

А дипломат Тютчев выразил ту же мысль стихами:

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Но мы всё равно гнёмся, каемся и платим…

Татьяна Воеводина

publizist