Россия нон-грата: повезло ли россиянам с паспортом

На модерации Отложенный

Российский паспорт занял 51-е место в рейтинге паспортов, составленном по принципу числа стран, в которые их обладатели могут въезжать без визовых формальностей.

По данным компании Henley & Partners, за минувший квартал таких стран стало для россиян на три меньше (Сирия, Джибути и Бенин). Причем свои позиции в этом списке Россия теряет не первый год.

Сейчас россияне могут посещать без визы 116 стран, против 118 тремя месяцами ранее и 120 — на конец 2018 года.

Вряд ли утеря безвизовых Сирии, Джибути и Бенина кого-то из российских путешественников сильно расстроит (как и добавление в список безвизовых Суринама).

В любом случае, паспорт РФ намного привлекательнее паспорта Афганистана (последнее место в рейтинге – позволяет посещать без виз лишь 25 стран), но не идет ни в какое сравнение с паспортами Японии, Южной Кореи и Сингапура, лидерами рейтинга.

Радоваться или огорчаться по поводу места твоего паспорта в этом рейтинге особых причин нет, потому что визовые режимы сами по себе представляют собой анахронизм, говорит директор Евразийской сети политических исследований Виталий Меркушев.

Визы и паспорта вообще в современном мире остались как наследие периода холодной войны. Сейчас все перемещения граждан между странами отслеживаются и контролируются электронно, и эти инструменты контроля намного эффективнее, чем визы, будь они бумажные или электронные же,– сказал он СНЕГ.TV.

Кроме того, Россия строго придерживается принципа взаимности в визовом вопросе. То есть если Сирия решила больше не пускать россиян без виз, то и сирийцы автоматически лишаются такой привелегии.

Россия в этом смысле ведет себя намного принципиальнее ряда стран, которые отменяют въездные визы в одностороннем порядке, исключительно в надежде на взаимность или в качестве демонстрации доброй воли.

Например, страны Восточной Европы, Украина, Грузия не требуют виз у граждан США и Канады, но поляки, украинцы и грузины для посещения Северной Америки должны получать визы.

Сейчас визовые режимы – это почти исключительно политический инструмент, демонстрация дружественного или недружественного отношения между конкретными странами. Функции де контроля над иммиграционными потоками или антитеррористическую функцию традиционные визы утратили, видимо, навсегда,– говорит Меркушев.

Что традиционный визовый режим в самом деле доживает свой век, видно из нововведений, которые тестируют страны Шенгенской зоны – гораздо более интересные для россиян, чем Джибути или Суринам.

Потому что традиционный пограничный контроль не решает задач, которые на него веками возлагались – предотвратить въезд в страну персон, по тем или иным причинам объявленным нон-грата, говорит глава Центра политэкономических исследований Василий Колташов.

Все такие меры — сверка документов с базами данных криминальной полиции, антитеррористических и миграционных служб, информация о видах на жительство неевропейских граждан и прочее — касаются только тех лиц, кто хочет проникнуть в ЕС через пункты пропуска, то есть так или иначе легально. Но такие лица и так не причиняют особой головной боли для европейцев. Главная проблема — те мигранты, которые высаживаются с лодок на пляжи Греции или Италии,– указывает он.

Московский путешественник Валерий Шанин, например, сделал безвизовые путешествия смыслом своей жизни.

Он совершал несколько кругосветных путешествий в рамках придуманной им программы “Мир без виз” и утверждает, что самые интересные места находятся как раз в тех странах, куда россиянам визы не нужны.