Что стало с теми, кто кричал в СССР «Хватит кормить Москву!»

На модерации Отложенный

Я не раз и не два слышал такое выражение: «Хватит кормить Москву!»

От представителей самых разных регионов, которые свято верили, что их республика (область, край, город, район) точно кормит Москву. А та, зловредная – висит у них на шее.

И стоит только от Москвы отделиться, как сразу образуются полные счастья штаны.

..

Такие разговоры я слышал когда-то от жителей Закавказья, которые при советской власти ездили в Москву шиковать в ресторанах. Потом Закавказье отделилось, получив долгожданную свободу. И армяне поехали в ту же Москву – но уже в качестве укладчиков асфальта. Грузины поехали туда же – в качестве водителей маршруток и автобусов (впрочем на стройках их тоже хватает)...

Такие разговоры я слышал от жителей Средней Азии, про богатство которых в СССР ходили настоящие легенды. В глазах стандартного жителя России среднеазиатский бабай был настоящим богачом, у которого деньги исчислялись не суммами, а на вес. А в глазах среднеазиатского бабая житель Рязани или Твери был заведомым нищебродом.

Потом Средняя Азия получила свободу. И ее жители поехали в ту же Москву, а также в Тверь и в Рязань в качестве дворников и уборщиков туалетов...

Такие разговоры я слышал от жителей солнечной плодородной Молдавии и ещё более плодородной Украины. Которые были уверены, что у них всё намного лучше, чем в России.

Потом Молдавия и Украина обрели свободу. И молдаване поехали в Москву (и не только в Москву) класть плитку. Хохлы поехали в Россию ишачить в качестве шабашников-строителей, бесправных и затюканных, чтобы кормить уже их семьи на свободной родине. А молдаванки и хохлушки встали стройными рядами на панелях Москвы и других городов Российской Федерации...

Такие разговоры я слышу сейчас от представителей тех или иных российских регионов. Но что-то мне подсказывает, что если эти регионы добьются независимости – их жители вынуждены будут собрать манатки и поехать в ту же самую Москву в качестве дворников, грузчиков и уборщиков сортиров.

Но почему?

Потому что богато живёт не та территория, у которой есть нефть, газ, золото, алмазы или тучные чернозёмы. А та, где ценят толковых людей. Только так – и никак иначе!

 

Разве Закавказье является таким уж бедным от природы? Нет, это богатейший ресурсами край. Но там никогда не умели ценить мозги и руки. Там главной ценностью было эдакое кичливое бахвальство, обратной стороной которого и стала нынешняя нищета.

Разве Средняя Азия – такая уж нищая земля? Да ничего подобного! Но там мало ценились творческие люди, а в чести были подхалимаж и кумовство.

Разве Украина и Молдавия – самая бесплодные пустыни планеты? Ни в коем случае! Это плодородные земли с высокопродуктивным сельским хозяйством и с развитой промышленностью. Но там всегда на первом месте стояли хитрованство, лесть, холуйство. Поэтому у Молдавии и Украины особых шансов на серьёзное самостоятельное развитие и не было.

Любой регион России, как и всей планеты, может жить богато, на зависть всем соседям. Достаточно вспомнить, как живут на своём затерянном в арктических водах острове исландцы или на своих двух неполных квадратных километрах жители Монако.

Но для этого необходимо одно обязательное условие – умение ценить своих людей. Не дипломы-аттестаты-почётные грамоты и прочие бумажки. Не золото-нефть-газ-алмазы-лес и прочее сырьё. Именно людей!

Вот я сейчас ежедневно езжу на работу за 70 километров в Москву. А почему?

В нашем городе работа тоже есть. Но при этом отношение к работникам такое, что хочется взять ноги в руки и бежать куда подальше. Сидящие в отделах кадров – там типичное провинциальное хамье, с которым неприятно даже просто разговаривать. Они глядят на тебя так, словно ты просишь о какой-то милостыне. В их тупые головы даже не приходит мысль о возможном взаимовыгодном соглашении – труд в обмен на деньги. Эта короста, которая чувствует себя на коне сразу же за МКАДом, не задумывается о том, что необходимо дорожить теми, кто ее кормит.

В Москве я работаю на объекте, где никто (включая самое высокое начальство) вообще не видел моих документов. Не потому что у меня их нет или я не хочу их показывать – а потому что в мало-мальски серьёзной московской конторе прекрасно понимают, что работает не бумажка, а человек. Я отработал день – работодатель мне платят. И ему удобно – и мне тоже.

Поэтому в Москве не редкость, когда какой-нибудь приехавшей из провинции личности с кучей дипломов задают несколько наводящих вопросов, после чего, вообще не заглядывая в её документы, говорят: «Дверь вон там – не споткнитесь о ступеньку». И наоборот – толковый человек, бывший у себя дома посмешищем, в Москве моментально получает хорошую работу, к громадному удивлению (смешанному с завистью и злобой) своих земляков.

 

Москва принимает всех умных, способных, трудолюбивых людей – которым не нашлось места на их малой родине. И даёт им шанс.

А потом, бывает, кто-то из этих «понаехавших» добивается успеха, обрастает деловыми связями, обзаводится деньгами – и объявляется у себя в провинции, пытаясь привести в чувство местных непуганых идиотов. И аборигены в ответ делают квадратные глаза и возмущаются произволом «этих москвичей»...

Нет, я ни в коем случае не идеализирую Москву. В чем-то это очень жёсткий и даже жестокий город.

Но в России если ты вышел умом чуть выше среднего, но не имеешь связей, часто тебе только одна дорога – в Москву. Или, на худой конец, в Питер. Ни в каком Хабаровске, Урюпинске, Омске, Ростове, Смоленске, Пскове или Архангельске тебе не светит ничего. Там тебя обязательно будут стараться затоптать. А если ты проявишь характер, не поддашься – на тебя будут искренне обижаться, словно ты нагло обманул чьи-то ожидания.

Поэтому и только поэтому Москва в любом случае будет оазисом благополучия. А территории, которые отделятся под лозунгом «Хватит кормить Москву!» – будут сосать лапу. И ишачить на ту же самую Москву.

Не потому что они бедны ресурсами и не могут жить благополучно в принципе – а потому что управляются и населены людьми, не ценящими других людей.

автор Олег Боровских