История садистских стишков в трех частях (+18!) Часть 3.

На модерации Отложенный Эволюция садистских стишков - ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Часть 3.

начало http://maxpark.com/community/6471/content/6795800

http://maxpark.com/community/6471/content/6795818

(Народ для разврата собрался. Калина красная)

 

Поскольку жанр вышел из черной политической пародии, то дальнейшая направленность «Маленького мальчика» была предопределена: сквозь призму этого героя началось циничное осмеивание суровой советской действительности. Вскоре стишки буквально стали сочиться концентрированной ненавистью ко всему, чем был так славен советский союз (дефицит, милитаризм, жлобство, пропаганда и тд), а убийство самыми изощренными способами главного символа СССР – пионера, стало центральной частью данного цикла стихов. Например, следующен два текста сочиненные Мальским в коммуне звучали так:



«Звездочки, ленточки, косточки в ряд...

Трамвай переехал отряд октябрят.

Сиська налево, сиська направо —

С ними погибла вожатая Клава».
 

«Красные галстуки реют над сквером —

Бомба попала в дворец пионеров.

Выше лишь сиська большая летела —

Это погибла вожатая Стелла»
 

В обоих случаях оригинальны были лишь первые две строчки, в то время как дополнение с сиськами было добавлено позже для вхождения стишков в детскую среду.
 

Другой пример:
 

«Маленький мальчик рыбу ловил,

Сзади к нему подплывал крокодил.

Долго кряхтел крокодил-старичок (в народ ушло со строкой «Ох и кряхтел же зеленый сморчок») —

В жопе застрял пионерский значок».



Обратите внимание: значок застрял не в горле, что было бы логично, а именно в жопе. И это не случайно. Как отмечают филологи и исследователи фольклора, данный прием в стишке (придуманном взрослыми) использован, во-первых, для рассакрализации советского символа через кощунственное употребление, а во-вторых, для того, чтобы он прижился в первую очередь в детской среде, т.к. для детей нет ничего смешнее, чем наличие в стишке слов «ж**а», «сиська» и т.д. Таким образом подрастающему поколению через стихи передается негативное восприятие всех этих советских атрибутов, типа звездочек, ленточек, значков и т.д., а циничное высмеивание пионеров автоматом в детской среде делает пионерство чем-то позорным, принадлежностью к чему следует стыдиться.

Впрочем, были стихи, ориентированные не только на детей, например:



«Дети играли в Сашу Ульянова —

Бросили бомбу в машину Романова».



Смысл этих строк дети едва ли поймут, впрочем, как и многие взрослые не являющиеся петербуржцами, ибо восходят они к популярным среди ленинградцев все тех же 1970-х анекдотам, обыгрывающим совпадение фамилии тогдашнего Ленинградского градоначальника Григория Романова и последней царской династии. В других регионах стишок распространился с фамилией Лукьянова – начальника секретариата верховного президиума ЦК КПСС в 1977-1983 годах. Как вы понимаете, от такой замены стишок растерял всю свою изящность, ибо утратил отсылку к династии Романовых.
 

Другой пример агрессивной антисоветской риторики:
 

«Дедушка в поле лимонку нашел,

Сунул в карман и к райкому пошел,

Дернул колечко, бросил в окно —

Дедушка старый, ему все равно.»
 

И, конечно же, то, с чего и начинали питерские укуренные хиппи — высмеивание насаждаемого в СССР милитаризма. Садистские стишки буквально изобиловали пропагандистскими штампами 70-х, которые сегодняшнему человеку ни о чем не скажут, в то время как человек, живший в 70-е, слышал эти заученные фразы из радиоприемников по десять раз на дню. Например, в те годы советское руководство все свои неудачи объясняло последствиями войны и кознями Запада, которые не дают от этих последствий оправиться. Для этого советскими дикторами было придумано красивое выражение «Эхо войны». Конечно же, это выражение, как и прочие, намертво прописалось в стишках:
 

«Дед Афанасий присел на пенек

"Ох, и тяжелый случился денек!"

Долго над лесом летали штаны -

Вот оно, подлое эхо войны.»
 

Вечный поиск внутреннего врага:
 

«Детям страны подавая пример,

Интеллигента топтал пионер:

Детский сандалик ударил в пенсне

— Смерть диссидентам в Советской стране!»
 

Другой фишкой пропаганды была идеализация своих солдат, милиционеров и т.д. От чрезмерно пафосного изображения доброго улыбчивого солдата, играющего с детьми, буквально выворачивало наружу. Столь пафосная идеализация солдат и армии с навязыванием детям различных юнармий также не могла не найти своего отражения в творчестве:
 

«Маленький мальчик сидел у дороги,

Танком ему переехало ноги.

Добренький дядя в армейской фуражке

Пулей в живот успокоил бедняжку».
 

Также в равных частях страшилки были посвящены дефициту (в особенности мяса) и жлобству:
 

«Маленький мальчик на лифте катался,

Вдруг неожиданно трос оборвался.

Папа склонился над грудой костей:

«Где же ботинки за 200 рублей?»
 

«Маленький мальчик варил холодец,

По полу ползал безногий отец.»
 

«Маленький мальчик с поломанной ножкой

Кушает суп деревянною ложкой.

Мать с умилением смотрит на сына:

«Когда же ты сдохнешь, хромая скотина?»
 

Ну и, конечно же, высмеивание совкового р*******йства («Нет не случилось бы с сыном беды, если б в бассейн налили воды»), и крайней степени изношенности всего, что могло поизноситься, типа : «Тяжесть не выдержал старенький трос – мальчик ушами к сандалям прирос».

Это впоследствии, уже во второй половине 80-х, когда данные стихи ушли совсем уж в широкие массы, начала появляться примитивная сортирная х***а, вроде: «Маленький мальчик играл в водолаза, смело нырял он на дно унитаза…». Но изначально (за исключением первых пробных вариантов описанных в начале) они носили сугубо социально-политический подтекст, используя образ маленького мальчика как вместилище всего самого ненавистного ленинградской интеллигенцией в СССР. Более того, в те годы садистские стишки официально позиционировались, как «Жанр протестной литературы».



В общем, писал-писал Мальский сотоварищи, да дописался до психушки. Естественно, такая деятельность не могла остаться незамеченной со стороны КГБ, особенно после того, как конопляный дым из трубы комунны стал заволакивать собой и без того малосолнечное питерское небо. Вскоре «Коммуна» стала самым крупным средоточием хиппи в СССР, а потому уже в следующем году хата была разгромлена, а Мальский, как тогда было модно, отправлен на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу, где его стандартным образом закалывали нейролептиками с целью превратить в овоща (как позже было с Егором Летовым), ввиду чего серьезно повредили память.
 

Дальнейшая судьба Мальского сложилась не так печально, как у Григорьева, хотя и была далека от идеала. После психушки Мальский стал видным литературоведом и успешным переводчиком (ему принадлежит, например, перевод «Мудреца из страны ОЗ»). В 1990 году стал председателем «Академкниги», основал собственную газету «Слово и дело», стал первым исследователем Сталинских репрессий против неугодных поэтов, главным образом Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Олейникова и т.д. С 1993 года был участником игр «Что? Где? Когда?» в команде Алексея Блинова, а позже — Якова Песина. Основал нескольких клубов «Что? Где? Когда?» в Выборге, Пушкине, Колпино, Ломоносове, Череповце, Новгороде и Хельсинки. Невзирая на масштабную интеллектуальную и литературную деятельность, жил в нищете, которая с ним прошла рука об руку до самой смерти в 2004 году.

На фото Игорь Мальский:



Четыре первых стишка из цикла садистских сочинил именно Мальский, всего за 1977-1978 год им был сочинено около 30-40 стишков и столько же в соавторстве с остальными членами коммуны. Надо отметить, что садистские стишки и пародии на эстраду были лишь малой топикой творческой самодеятельности коммуны. Им же принадлежит авторство многих разлетевшихся по стране других стишков, например:
 

«Волосы седые на головке детской.

Хорошо живется нам в стране Советской!»
 

Волна фантастической популярности стишков уже в 1979 году в Ленинграде году породила подражателей. Так в книге «Судьбы петербургской топономики в городском фольклоре» отмечено, что в тот период в питерском районе Купчино появился первый стишок-подражатель:
 

«Девочка с солнечным именем Рита

Где-то нашла кусок динамита

Взрыв прогремел на улице Салова

Руки в Обухово, ноги в Шувалово.»
 

Для тех, кому интересна история этого стишка. В тексте главы рассматривалась проблематика отчуждения жителей Купчино от остального Питера: Купчино на тот момент являлось типичной городской окраиной, к жителям которой обитатели исторического центра относились пренебрежительно, если не презрительно. Мол, «фу, быдло, лимита необразованная… какие вы питерцы?». В общем, типичный питерский снобизм. Жители Купчино отвечали взаимностью: «Вшивый интеллегент, очечки нацепил — щас я тебе их сломаю!». Но главное, жители Купчино и сами не ассоциировали себя с питерцами, ибо на вопрос «откуда вы?» большинство говорило не из Питера, а из Купчино. Так что Питер в фольклоре, родившемся в Купчино, обычно демонстративно не упоминался и игнорировался, будто бы такого города не существует. Таким образом исследователи и обратили внимание, среди прочих, на данный стишок: девочка Рита была на окраине, и раскидало ее после взрыва по всем, даже не пересекающимся окраинам, минуя сам Питер. При этом имя Рита было свойственно как раз центральной части Питера, где интеллигенция и**********ь, как могла, придумывая детям имена покрасивее (Маргарита, Матильда и т.д). Таким образом, в окраинном подсознании при помощи стишка выместилась злоба на центр: девочка с именем, свойственным для центра, разрывается на окраине, и ее кусочки разлетаются по остальным, не испытывающим симпатии к центру, окраинам. Уж не знаю, так ли это, но филологи утверждают, что так, и вроде вполне логично.

В Москве этот стишок несколько видоизменился, став более грубым и, конечно, поменяв названия улиц на московские:
 

«Милая девочка с именем Рита (употребление в подобном контексте слова «Солнечный» было присуще именно питерцам, извечно страдающим от острой нехватки солнца, поэтому наделение какого-либо объекта солнечностью в некотором роде для питерца сакрализировало его, так что при переходе в Москву эпитет «Солнечная» отсеялся)

Ж**у чесала куском динамита (ну вот, от питерской интеллигентности не осталось из следа)

Взрыв прогремел на улице Жданова:

Ж**а в Медведково, ноги в Четраново!»
 

Поскольку Москва оказывала сильное влияние на регионы, то по всей остальной России разошлась именно эта версия.



Но это еще далеко не все...