Уходящая натура

На модерации Отложенный

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Этот термин, уходящая натура, означает, что нечто сейчас есть, а завтра его уже не будет. Ну, вот, например, был дом Де Серра, а сейчас его нет, а на его месте стоит нелепая огромная многоэтажка. А ведь это был единственный дом в нашем городе, где останавливался наш гениальный поэт Александр Сергеевич Пушкин.


Есть выражение: Пушкин – наше все. Но, сейчас не Пушкин – наше все, а «срубить больше бабок» — наше все. Зачем сохранять, реставрировать, ремонтировать старое здание, где жил великий поэт, делать в нем музей? Легче снести и на этом хорошо заработать.

Очищение русла реки

Да и возле здания бывшего института минеральных ресурсов появились стройки. Жаль, снесут еще одно красивое здание, которое рассыпается на глазах. И оригинальное здание кинотеатра Симферополь в плохом состоянии. А кинотеатр Родина в Балаклаве собираются реставрировать, а ведь он давно в плохом состоянии. Может, и нашим зданиям повезет…

Дай застройщикам волю, они все известные дворцы на побережье снесут, парки вырубят и настроят многоэтажек, как в Приморском парке Ялты! Помним «Вишневый сад»… Уже двухсотлетние секвойи на побережье стали пилить и продавать!!! А в парке алупкинского Воронцовского дворца все пальмы спилили из-за каких-то вредителей — биологи сказали, что иначе нельзя.

Живописный Салгир

Да и Крымский природный заповедник будет теперь национальным парком, куда наверняка доберутся застройщики и другие «любители» природы, что для этой самой природы, животных и растений добром не закончится!..

А севастопольцы, как оказалось, ездят на экскурсии в столицу Крыма, чтобы посетить музеи, полюбоваться оставшимися старыми зданиями в центре города, Воронцовским парком, который носил название Салгирка, а сейчас это ботанический сад КФУ, и дворцом генерал-губернатора. В те времена, когда парк закладывали на берегу Салгира, здесь была граница города. Ведь город-герой был почти полностью разрушен в годы войны, и старых домов там не осталось.

Камышовые заросли

Вот и прежний Салгир — тоже уходящая натура, ведь после реконструкции он станет совсем другим. Надеемся, не хуже, а лучше, но уже другим. Поэтому фотографы стараются запечатлеть сейчас его виды, то, что еще осталось, еще сохранилось. А некоторых видов уже нет…

В последние годы наш Салгир превратился в мелкую грязную, заросшую болотной травой и деревьями речку. Но местами, особенно возле ботанического сада, он все еще красивый и живописный.

  1. Новая решетка

В некоторых местах он походит на реки средней полосы нашей страны с полотен Шишкина или Левитана, Куинджи или Поленова. А если пофантазировать, можно увидеть на нем и сибирский пейзаж.

К реке тянутся раскидистые ветви тополей и вековых дубов, грабов и ив. Некоторые из них видели генерал-губернатора Воронцова. В прозрачной здесь воде скользнуло какое-то длинное пресмыкающееся — змея?, а, может, крокодил, которых находят у нас в последнее время?; а вот проплыла стайка рыбешек. Часть деревьев находится за оградой в ботаническом саду, но много их растет на самом берегу реки, возле воды, и скорее всего их спилят. Жаль.

  1. Чистый Салгир

По берегам реки особенно много плакучих ив, их длинные тонкие спадающие вниз ветви местами касаются воды, в их тени люди спасались от летнего зноя.

Сейчас ивы постарели, некоторые засохли, другие были варварски опилены и сейчас выглядят ужасно, но еще много осталось просто красавиц, до них не добрались пилы и топоры варваров!

А маленькие ивы, которые посадили несколько лет назад, практически все пропали. Да и несколько новых, которые посадили совсем недавно, все пожелтели и засохли.

Как писал в своем стихотворении «Закружилась листва золотая…» еще один наш знаменитый поэт:

«…Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод…»

Ну, а реконструкция и активное обсуждение этого события продолжаются.

  1. Подросшие утята

Люди говорят о том, что техника не должна была заезжать в реку: горюче-смазочные материалы загрязняют ее и приводят к гибели речных гидробионтов. И за те деньги, что выделяются для очистки реки, можно почистить ее и вручную.

Говорят, что расчистка реки ведется варварски, по-бандитски, техника разворотила все берега. И, конечно, сравнивают с прежними очистками Салгира, которые проводились более аккуратно.

Начали устанавливать гранитные плиты и новые чугунные решетки. Только устанавливать их надо крепко и прочно, чтобы очередные вандалы не смогли их разрушить, как раньше! Власти обещают обеспечить новой набережной антивандальную безопасность. Как — прицепить колючую проволоку или пустить ток? Некрасиво и негуманно! А видеокамеры на каждом шагу не поставишь…

Говорят о том, что чугунные решетки, сделанные сейчас, по качеству далеки от старых, изготовленных в советское время и которые можно было бы сохранить — те из них, которые остались в хорошем состоянии.

Двое пожилых мужчин, стоя на мосту и наблюдая за ремонтом, делятся впечатлениями. Сравнивают действия ремонтников с домашней работой нерадивой хозяйки, которая вначале протирает грязную посуду сухим полотенцем, а только потом вспоминает, что ее нужно было помыть.

Местами уже стали видны плиты, лежащие в русле реки, да и вода стала чище. В русле — ни одной травинки, подпорные стены починены, возле них уложены большие камни. Стали видны прикрытые раньше землей и илом каменные ограждения вокруг деревьев.

Над рекой и набережной стоит пыль, работает техника, пилят гранитные блоки, носятся автомобили. Говорили, что во время ремонта запретят езду машин по набережной, но авто по-прежнему ездят и паркуются на газонах. Маленькие игрушечные экскаваторчики смешно ползают по мостикам и тротуарам. Торчат пни сломанных техникой деревьев, лежат напиленные стволы.

Утята в одной семье подросли, сбросили младенческий пух и оперились, стали рябенькими, как мама. Да, и размером скоро ее догонят. Плывут за ней следом, вместе преодолевают перекаты, научились нырять.

Цапля, прозванная горожанами Симой, как говорят, перебралась к Шмидтовскому мосту.

Ремонтники после тяжелого рабочего дня купаются в реке, споласкивают одежду и резиновые сапоги, сушат их на прибрежных кустах.

***

Вечереет, после знойного дня народ выходит на набережную. Родители гуляют с детьми, собачники выгуливают домашних питомцев, потихоньку прохаживаются пенсионеры, сидят на оставшихся поломанных лавочках, ездят велосипедисты и самокатчики, молодежь сидит у реки на полянках и потягивает какие-то напитки. Дети купаются в реке. Взрослые окунают в воду натруженные ноги.

Прошли дожди, по руслу реки несется большая грязная вода. Исчезли утки, да и цапля Сима куда-то запропастилась. Наверно, спряталась от громкой техники и бурного течения. Надеемся, что птица жива и здорова, и будет радовать нас своим присутствием в чистой реке с красивой набережной!..