Что мешает экономическому рывку России?

На модерации Отложенный

Нас около 145 миллионов. Это много или мало? Это больше, чем население Франции и Германии (или Германии и Англии) вместе взятых.

Имеем ли мы ВВП соизмеримый с суммарным немецким и французским? Нет!

Это около половины населения США. Имеем ли мы половину от ВВП США? Нет!

Это чуть больше, чем население Японии.

Имеем ли мы ВВП равный японскому? Нет!

У нас не хватает природных ресурсов? (закадровый смех в зале). Нет! У нас не хватает земли для возделывания? (закадровый смех в зале переходит в хохот). Нет!

Мы хуже других народов? Нет! Тогда чего нам не хватает?

У нас четыре проблемы:

1. В России слишком маленькая доля людей, занятых созидательным трудом, и слишком много людей, занятых контролем, охраной, защитой и руководством (зачастую бездарным, приносящим один вред). И первая часть сокращается, в том числе за счет отъезда самых талантливых и успешных. А вторая все время растет за счет увеличения числа чиновников, силовиков и лиц, контролирующих исполнение все новый и новых запретов.

Более того, созидательный труд является общественно презираемым и мало оплачиваемым по сравнению с трудом силовиков и чиновников.

Самый вопиющий и характерный пример – это Роскосомос. Сотрудники, занятые созидательным трудом, получают там в разы меньше, чем сотрудники НАСА, а руководитель Роскосмоса, безответственный сказочник Рогозин, в разы больше, чем руководитель НАСА.

2. У нас слишком мала доля предпринимателей. Репрессивное де-факто законодательство, отсутствие защиты частной собственности, отсутствие справедливого суда, рэкет и бандитизм со стороны правоохранительных органов, удушающий контроль со стороны бездарной и коррумпированной бюрократии делают занятие бизнесом мало привлекательным и опасным.

Наши олигархи от дерипасок с абрамовичами и вексельбергами до усмановых с потаниными не создавали своих бизнесов на основе новых предпринимательских или технических идей.

Они просто мастера приватизации, то есть отъема собственности у государства или у миноритариев и бывших партнеров по бизнесу.

Эти люди способны только скупать или отбирать бизнесы у других, пользуясь всякими связями, а то и откровенно преступными методами.

Поэтому назначение Вексельберга руководителем «инновационной зоны» в Сколково было самом сильной антирекламой инноваций. Это, как сейчас любят говорить, скрытый месседж участникам Сколковского проекта: «каких бы успехов ты ни достиг в инновационном бизнесе, олигархи все равно отнимут его у тебя и выставят нищим».

Посему «имеем, что имеем» среди предпринимателей: или бездарностей с «крышей», или авантюристов, готовых чуть что «вывести активы», прихватив средства клиентов. Либо тех, кто давно (с 1990-х) занимается бизнесом и о развитии не помышляет, надеясь только остаться в своей нише и по большому счету выживая. Самые талантливые бизнесмены, вроде Павла Дурова уезжают, а те бизнесмены, которых ждет общество, т.е. порядочные, ответственные, образованные и готовые развивать технологии, предпочитают не лезть совсем в предпринимательство.

3. У нас крайне низкий уровень организации и управления как государственном уровне (это уровень просто наносит вред экономике), так и на производстве. В России реализован отрицательный отбор управленцев, когда на руководящие должности назначаются не более успешные, а имеющие родственников среди чиновников или силовиков, а также ФСБшные отставники, которым руководящие должности отдаются в "кормление".

4. Отсутствие свободы и некомфортная среда обитания, где вместо заботы о гражданах создается минное поле штрафов и взяток, с которых кормится контролирующее сословие.

И самое печальное, что власть не только не собирается решать эти проблемы, но даже не хочет видеть их и признавать! А потому все разговоры о каком-то экономическом рывке – в пользу бедных.