«Уйти нельзя — повторится Чернобыль!»

На модерации Отложенный

В памяти до сих пор жива трагедия, произошедшая 12 августа 2000 года. Вся страна хорошо помнит этот стук по обшивке атомной подводной лодки, этот зов на помощь, повторяющийся каждый час.

Студия Люка Бессона в прошлом году экранизировала «Время умирать» Роберта Мура — книгу о гибели российской подлодки «Курск» в Баренцевом море. На премьерном показе ленту Томаса Винтерберга («Охота», «Субмарино») встретили очень тепло, да и в дальнейшем критика к ней была более чем благосклонна.

Прокатчики вспомнили о фильме только сейчас, после оглушительного успеха сериала «Чернобыль», и решили не терять времени даром. Но время уже упущено: если бы ленту показали годом ранее, ей бы не пришлось терпеть запоздалые сравнения с проектом HBO.



Задав столь высокий уровень качества постановки и аутентичности, создатели сериала о катастрофе на атомной электростанции не оставили ни единого шанса проектам меньшего масштаба. В тени, по всей видимости, останется и картина датского экспериментатора — по крайней мере, для отечественного зрителя.



Создатели фильма с самого начала намеревались провести натурные съемки в России, но Минобороны передумало пускать интернациональную команду киношников на закрытые объекты. Возможно, после этого в ленте и появилась характеристика, что на «Курске» больше секретов, чем во всем флоте, из-за которых к подлодке не подпускают спасательные суда иностранцев.



На фоне действий северокорейских хакеров, которые взломали почту компании Sony после фильма «Интервью» Эвана Голдберга, появилась версия, что компания EuropaCorp опасается выпадов российских взломщиков.

Возможно, поэтому из ленты убрали персонаж Владимира Путина, присутствовавший в книге и в первом варианте сценария, но недвусмысленно намекнули на него выбором актера Маттиаса Шонартса, играющего здесь капитана-лейтенанта Михаила Аверина, но так похожего на президента России.



Жена подводника, которую играет Леа Сейду («Жизнь Адель»), не согласна просто ждать, исполняя молчаливый долг. Она намеревается узнать правду и спасти супруга, но в ответ лишь слышит от руководства, что «им очень жаль, но они не могут обсуждать стуки».



Компанию в борьбе с бюрократической машиной ей составляет герой Колина Ферта («Король говорит!»), который едко замечает, что из всех спасательных судов у России осталось только «ведро с гайками» — одно продали американцам, другое застряло в Черном море.



«Курск» — прекрасный образец фильма-катастрофы, в котором чувство клаустрофобии усиливается благодаря операторской работе и смене разрешения экрана, но дыхание, увы, захватывает только при условии, что вы задержите его вместе с экипажем К-141.