ВСЕ БРЕЙГЕЛИ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ДИНАСТИИ (часть первая)

На модерации Отложенный

 


Картину Брейгеля можно узнать мгновенно, но… какого Брейгеля? Даже маститые эксперты признаются, что им подчас сложно сориентироваться в творчестве и семейных связях внутри этой династии, не сверяясь с генеалогическим древом. Шестеро художников, носивших эту фамилию, творили на протяжении 150 лет. Они копировали работы друг друга и подписывали их одинаковыми именами, так что иногда бывает трудно узнать, является ли произведение оригиналом Брейгеля или брейгелевской копией оригинального Брейгеля.

Кроме того, свою фамилию они писали по-разному, одни — Bruegel, другие — Brueghel, третьи — Breughel. Они также сотрудничали с другими художниками, так что иногда не разберёшь, когда называть Брейгеля Брейгелем, а когда — Рубенсом. Сложности в ситуацию вносят и их семейные связи с другими фламандскими коллегами. А ещё у них были забавные прозвища — Брейгель Мужицкий, Брейгель Бархатный, Брейгель Адский… 

Эта семья так же красочна и разнообразна, как персонажи картины «Свадебный танец» Питера Брейгеля Старшего. Из всех семейных династий великих художников эта — самая очаровательная и самая загадочная.

 


Питер Брейгель Старший

 

Питер Брейгель Старший, «Художник и знаток» (предполагаемый автопортрет), ок. 1566. Галерея Альбертина, Вена 



Всё начинается с Питера Брейгеля Старшего (около 1525/30 — 1569), который до 1559 года писал свою фамилию как Brueghel, а затем — Bruegel (его сыновья взяли первое написание). 

Примерно в 1545 году исключительно талантливый художник приехал в Антверпен и поступил в мастерскую Питера Кука ван Альста, в прошлом — придворного живописца Карла V. Наставник стал также тестем своего подмастерья и таким образом заручился тем, что лучший ученик продолжит его дело. 

Позже Брейгель отправился в Италию, где впитал влияние Ренессанса, но по возвращении адаптировал его к своему видению культуры Нижних Земель.

 

Падение мятежных ангелов
Питер Брейгель Старший
1562, 117 × 162 см

Ранняя манера Брейгеля напоминала живопись Иеронима Босха — и молодого художника действительно называли «новым Босхом». Но, как любой великий живописец, он не хотел быть кем-то, он хотел быть собой. И постепенно его стиль обрёл индивидуальные черты: фигуры в пейзаже, танцующие крепкоголовые мужчины и женщины, визуальные интерпретации пословиц. Эти работы обильно подкреплены отсылками к поэзии, философии, политике и религии.

И, тем не менее, о Питере Брейгеле Страшем известно крайне мало. За свою склонность к изображению крестьянского и городского быта — а не исторических, библейских или мифологических сцен — он получил прозвище Мужицкий. «Северный Вазари» Карел ван Мандер, биограф североевропейских живописцев XV — XVI веков, считал, что Брейгель мог писать крестьян лишь потому, что сам был крестьянского происхождения.

 

Крестьянская свадьба
Питер Брейгель Старший
1568, 114 × 163 см

Однако нынешние искусствоведы заявляют, что ван Мандер придумал образ Брейгеля, основываясь на его работах: раз писал крестьян — значит, сам был крестьянином. Сейчас эксперты подозревают, что Брейгель вполне мог родиться в семье художника в Антверпене. Маловероятно, что молодого крестьянина приняли бы в гильдию Святого Луки: постороннему было очень трудно войти в круг живописцев и создать мастерскую.

Питер Брейгель Старший скончался приблизительно в возрасте 45 лет, и до наших дней сохранилось около 45 его картин. Его сыновьям — Питеру Брейгелю Младшему и Яну Брейгелю Старшему (его называют так, потому что его собственный отпрыск, Ян Младший, впоследствии был назван в честь отца) — на тот момент было около пяти лет и около года соответственно. Однако оба стали невероятно успешными художниками. Есть различные теории о том, кто их обучал, и наиболее привлекательна версия, что педагогом была их бабушка Майкен Верхюльст — известная миниатюристка и жена Питера Кука ван Альста.

Игры детей
Питер Брейгель Старший 1560, 118 × 161 см

 

Безумная Грета
Питер Брейгель Старший 1563, 117.4 × 162 см

 

Триумф смерти
Питер Брейгель Старший 1563, 117 × 162 см

 

Пейзаж с падением Икара
Питер Брейгель Старший 1558, 73.5 × 112 см

 

Битва Поста и Масленицы
Питер Брейгель Старший 1559, 118 × 164 см

 

Зимний пейзаж с катающимися на коньках и ловушкой для птиц
Питер Брейгель Старший 1565, 37 × 55.5 см

 

 

Питер Брейгель Младший

 

Питер Брейгель Младший (1564/5 — 1637/8) унаследовал дело отца и писал репродукции его самых популярных картин.

Например, это более сорока вариаций «Ловушки для птиц». Прожив более 70-ти лет, он создал почти 1000 известных нам произведений. Своё прозвище Адский он получил за ранее увлечение сценами Страшного Суда, пекла и нечисти. Впоследствии художник отошёл от этих сюжетов, но ярлык закрепился за ним на столетия. 

 

 

Антонис ван Дейк, «Портрет Питера Брейгеля Младшего» (начало XVII века)
Коллекция Фрика, Нью-Йорк

 

По мере развития карьеры Питер Младший начал всё чаще создавать собственные оригинальные композиции, но продолжал придерживаться крестьянских сцен и загородных видов с зашифрованными в них посланиями. Одна из лучших оригинальных композиций Питера Брейгеля Младшего — «Плохой пастух» — представляет собой двойственную интерпретацию знаменитой библейской притчи. Зритель сочувствует неверующему пастырю, который бросил своих овец, хоть и не должен был этого делать.

 

Плохой пастух
Питер Брейгель Младший
1600, 74.6 × 105 см

 

Фламандские пословицы (холст)
Питер Брейгель Младший
1595, 123 × 164 см

 

Однако при сравнении картин отца и сына, можно заметить, что Питер Брейгель Старший владел кистью более тонко и представлял больше деталей. Различия хорошо видны, например, в монументальных версиях «Вавилонской башни» родителя и отпрыска. Но некоторую разницу между их «Битвами поста и масленицы» можно объяснить тем, что Питер Младший никогда не видел оригинал. Он писал репродукцию по сохранившимся в семье наброскам, а потому использовал другие цвета и добавил некоторые детали, которые Старший закрасил. Например, это труп в тележке — образ, который Питер Мужицкий, вероятно, посчитал слишком жестоким.

 

Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня» (ок. 1563). Музей истории искусств, Вена

 

Питер Брейгель Младший, «Вавилонская башня» (1604). Частная коллекция

 

А вот сравнение произведений двух братьев — Питера Младшего и Яна — показывает, что они часто брали за основу картины отца, сохраняли основную композицию, но добавляли различные фоны.

Огромное наследие Питера Младшего также даёт хорошее представление о работах, которые были написаны или задумывались его родителем, но впоследствии канули в Лету. Однако, поскольку он в основном делал репродукции, то сейчас как мастер ценится ниже своего брата Яна.

 

Битва Поста и Масленицы (холст)
Питер Брейгель Младший 
1611, 119.4 × 171.2 см

Зимний пейзаж с фигуристами и ловушкой для птиц
Питер Брейгель Младший 
1601, 40 × 57 см

 

Свадебные пляски на лоне природы
Питер Брейгель Младший 
1610, 39 × 57 см

 

Семь деяний милосердия II
Питер Брейгель Младший 
1617, 42.2 × 56.2 см

 

Весна
Питер Брейгель Младший
1632, 60.5 × 75.8 см