Можно ли привлечь священников за оскорбление чувств верующих?

На модерации Отложенный

На первый взгляд этот вопрос выглядит странным. Но только для тех, кто ошибочно считает, что федеральный закон, принятый в целях противодействия оскорблению религиозных чувств граждан¹, защищает лишь права одних православных.

Главное содержание Закона в том, что он дозволяет проводить религиозные обряды многих вероучений. Кроме того, Законом предусмотрена уголовная и административная ответственность для тех, кто осмеливается препятствовать религиозным культам или насмехаться над ними.

Прочитав Закон, оптимист-язычник может радостно воскликнуть:

— Оказывается, никто не смеет хулить мою веру! А поклоняюсь я богам грома, ветра и плодородия, то бишь Перуну, Стрибогу и Велесу. И ежели замечу высказанное непочтение к ним, то немедля оскорблюсь и подам жалобу в суд на наглую морду лица, не высказавшую должного уважения великим богам!

Услышав этого оптимиста, с подобными претензиями могут выступить почитатели Зевса, Аида, Аполлона и других высших покровителей Эллады. В самом деле, если в России есть любители греческих мифов, то сыщутся искренне верящие в них. Значит, логично ожидать требований построить ритуальные сооружения для прославления этих богов. А при отказе властей и насмешках со стороны православных, впаять им судебный иск о защите чести и достоинства жителей Олимпа.

Не останутся в стороне и те, кто чтит богов викингов, особенно Тора, Одина и Локки — в некоторых фильмах и комиксах этих персонажей изображают в недостойном их высочайшего статуса виде.

Не следует забывать о возможности оскорбиться эвенкам, тунгусам и другим народностям Крайнего Севера за непочтение к своим божествам и великим духам. Хотя этим жителям найти повод обидеться будет труднее, чем сторонникам вышеупомянутых богов: мало кто знает имена северных духов. Их и правда трудно запомнить, да и выговорить нелегко. Например, верховное существо, покровительствовавшее предкам якутов, зовут Юрюн Аар Тойон. А божественную триаду, фигурки которой можно найти почти в каждом хантыйском чуме, именуют Урт ики, Калтащ ими, Хынь ики.

В этом плане северным народам повезло — поскольку их духов никто не знает, то и не обижают. Однако, кто только не насмехался над шаманским камланием с бубном, причем без всяких последствий!

Кстати, о язычниках пишут и выступают многие ныне здравствующие священники. Естественно, что никто из них не сказал ни одного доброго слова в адрес языческих культов. Подобный подход явно оскорбляет их приверженцев. Так может, пора «ответить за базар» тем попам, кто публично и крайне непочтительно высказывается об этих верованиях?

Странно, что до сих пор нет писем Президенту по этому поводу, а также обращений в судебные органы. Действительно, чем случаи оскорбления чувств православных отличаются от таких же чувств приверженцев иным богам и духам? Как любят говорить в самых высоких кабинетах — Закон един для всех!

Давайте попытаемся представить первое эпохальное судебное заседание с рассмотрением претензий язычников к оскорбившим их христианам.

Вот — скамья подсудимых с парочкой растерянных попов, вот — озадаченная физиономия судьи, вот — зал с гневно шумящими представителями потерпевшей стороны, то есть верующими в Могучего Перуна.

Им есть, что предъявить христианам, помимо обвинений в публичном непочтении к своим божествам. Даже с исторической точки зрения есть к чему придраться: например, насаждение христианами своих праздников по языческим датам, физические расправы над приверженцами старорусских богов и разрушение их древних капищ. Разве этот вопрос не требует установления исторической правды и справедливости?

 

Результаты подобных споров на уровне официальных представителей от разных религиозных конфессий представить трудно, но главное, чтобы состоялся хотя бы первый судебный процесс. Почему это так важно?

Вспомним, как принимался Закон: юридическим сообществом было высказано много претензий к нему еще на стадии его разработки. В том числе из-за отсутствия внятности в вопросах: что именно представляют из себя так называемые чувства верующих? Чем они отличаются от других их чувств? Как различить личное скептическое отношение ко всякой религии и праве высказать мнение о ней от показавшегося кому-то оскорбительного замечания о культах?

Замечания профессионалов практически не были учтены. И что мы наблюдаем сейчас? Православные будто с цепи сорвались — по самым нелепым поводам звучат обвинения в оскорблениях, которыми они считают любые мнения о христианстве, расходящиеся с их собственными. Раньше атеисты могли на это не реагировать, но теперь верующие размахивают Законом, аки мечом острым. А оспаривать их претензии бессмысленно — число обиженных христиан постоянно растет. Странная ситуация — мы вроде бы живем в светском государстве, однако у атеистов, в отличие от верующих, нет специального закона о защите антирелигиозных чувств, то есть по сути светских убеждений.

Поэтому так важно принятие к судебному рассмотрению иска против самих христиан по случаю оскорбления ими религиозных чувств людей иной веры. То есть против православных нужно действовать тем же оружием. Может, таким образом получится остановить их неуемный свято-защитный азарт.

Даже если христиане сумеют выиграть несколько таких процессов, создастся прецедент, который заставит серьезно задуматься власть, в том числе законодательную. В результате Закон должен быть изменен. В какую сторону — неизвестно, возможно, даже произойдет усиление интересов главенствующей религиозной доктрины. Но если такое случится, это будет их «пиррова» победа, которая еще больше испортит систему «пищеварения» РПЦ, так как любое переедание (в том числе властными полномочиями) вредно всем.

Пора жестко напомнить РПЦ, что возвышение христианской доктрины над всеми остальными верованиями является грубейшим нарушением Конституции: религиозные объединения равны перед законом (статья 14), а пропаганда религиозного превосходства запрещается (статья 29).

Таким образом, однополярные действия судебных органов в пользу лишь православных при рассмотрении типовых дел (то есть оскорблении чувств верующих в разных богов) будут являться основанием для обращения в Конституционный суд. Чем бы ни закончилось рассмотрение подобного запроса, вряд ли все это добавит популярности РПЦ в глазах населения.

¹ Федеральный закон от 29.06.2013 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»