Почему опустел древний город Зашиверск
На модерации
Отложенный
Почти забытый Зашиверск в прошлом был знатным городком на востоке Якутии. Он стоял на излучине Индигирки за порогами, «шиверами», отчего и получил такое название.
В XVIII веке нем обитало 500 горожан — русских, якутов и юкагиров. Они занимались добычей пушнины, меной серебра у местных народов, рыбной ловлей и добычей мамонтовой кости. Своим процветанием город был обязан удачному расположению — по берегу Индигирки проходила дорога из Якутска на Колыму и путешественники, казаки, купцы останавливались в нем, пополняя себе запасы, а городу — казну.
Но неожиданно процветание закончилось: в 1820 году Петр Врангель, совершавший одну из полярных экспедиций, побывал в городке и нашел в нем лишь семь хибар, еще через двадцать лет в Зашиверске жило только четыре человека. Последними его жителями стала супружеская чета юкагиров, которые покинули город, перебравшись в Верхоянск.
Но что же случилось в Зашиверске? Ведь у него были все шансы превратиться в большой по местным меркам город.
Шаманское проклятье
О запустении Зашиверска в Якутии ходят легенды, по которым город пришел в упадок из-за проклятья местного шамана, соперничавшего с местным православным священником. Легенда эта гласит, что у священника был сын, а у шамана — дочь-красавица, в которой отец души не чаял.
Однажды на ежегодной осенней ярмарке в вещах приезжего купца шаман увидел огромный кованый сундук. Страшное предчувствие охватило его, и он повелел бросить сундук, не открывая, в прорубь. Но священник якобы воспротивился воле лидера язычников и повелел раздать вещи горожанам. Его сыну досталась богатая шуба из соболя, и юноша подарил ее шаманской дочке. Девушка надела красивую шубу, но неожиданно заболела и умерла.
Убитый горем шаман проклял Зашиверск и его жителей, и город неожиданно быстро опустел. Священник тоже был наказан — его сын, чувствовавший вину за смерть красавицы, наложил на себя руки.
Немного истории
Город был основан осенью 1639 года атаманом Посником Ивановым, который приказал поставить на реке острог. В 1700-м в остроге усилиями умелого плотника Андрея Хабарова появилась деревянная церковь во имя Спаса, выстроенная в древнерусском стиле. В 1676 году появилась бревенчатая крепостная стена, защищавшая острог от воинственных юкагирских племен, — об этом писал краевед Модест Алексеевич Кротов в труде «На просторах Индигирки».
Городом Зашиверск признали в 1783 году и разместили в нем уездные власти. В Зашиверске появились приказные избы, суды, библиотека, сюда с окрестной тайги стекался ясак, здесь оставляли свои деньги проезжие промышленники. Казалось, город ждет неплохое будущее, но уже в 1803-м власти лишили его статуса города, а администрацию перевели в Верхоянск. Неужели в самом деле город прокляли шаманы?
Шаманы тут ни при чем
Согласно информации, содержащийся в труде «Хронология природных и социальных феноменов в Сибири и Монголии» геолога Натальи Витальевны Задониной, причиной упадка Зашиверска стала эпидемия черной оспы, которая бушевала на просторах Сибири и Дальнего Востока на протяжении веков.
В XVII веке из-за нее вымер Нарым, сильно пострадал Туруханск и умер каждый второй якут и эвенк в долинах рек Лена и Оленек. В XVIII веке эту болезнь привезли на берега Охотского моря, где от нее целыми стойбищами вымирали юкагиры и эвенки. Юго-восток полуострова Камчатка буквально опустел: от болезни умерло больше 25 тыс. камчадалов.
В Верхоянском округе черная оспа появилась в 1773 году; и в течение трех лет она «путешествовала» от стойбища к стойбищу, от селения к селению. Инкубационный период у болезни длился до двух недель, и люди разносили ее по тундре и по тайге.
Зашиверск не стал исключением: в 1776 году оспа выкосила население города. Болели и русские, и юкагиры, болезнь не щадила никого. В 1833 году болезнь посетила город еще раз и добила тех, кто остался жив в первую эпидемию.
Новый век — новые легенды
Так значит, легенда ни при чем? Скорее всего, сведения о сундуке с зараженными оспой вещами могут быть правдой. Какой-нибудь купец мог заболеть оспой, умереть, а его дорогие вещи могли расхватать горожане. Оспа передается через вещи больного: так она проникла в город.
Но была и еще одна причина опустошения Зашиверска, и причина эта была экономическая. За сто лет жители города истребили пушнину и истощили запасы мамонтовых бивней. Жить стало нечем, и те, кто остался, постарались навсегда покинуть этот край.
Однако в XX веке в Якутии появилась новая легенда о Зашиверске. Она касалась экспедиции архитекторов и археологов под руководством академика Алексея Павловича Окладникова, которая состоялась в 1969 году. Ранее церковь Зашиверска была признана памятником архитектуры и в 1971-м была вывезена в Новосибирск в Историко-архитектурный музей.
Экспедиция обследовала церковь и вскрыла несколько могил горожан, среди которых якобы оказалась и могила шаманской дочки. В результате оспой заразились вскрывавший могилу археолог Маковецкий и оператор Молчанов. Участники экспедиции умерли, и отныне в Зашиверск никто не смеет приезжать — боятся шаманского проклятья.
Легенда эта — чистой воды вымысел. В экспедиции действительно находились архитектор Иван Васильевич Маковецкий и телеоператор Олег Григорьевич Максимов, однако по воспоминаниям участника экспедиции, новосибирца Николая Петровича Журина, все оставались здоровыми. К тому же в СССР все были привиты от оспы, а наука не знает ни одного случая, когда это заболевание передавалось бы при вскрытии старых могил.
Но участники экспедиции Маковецкий и Молчанов действительно скончались; первый — в 1972 году в Москве, а второй — в Новосибирске в 1970-м. После экспедиции в Зашиверск оба плодотворно работали. Шестидесятилетний профессор написал несколько трудов по архитектуре, а телеоператор снял еще четыре фильма. По данным «Телефильм. Новосибирск», он был болен — возможно, у 33-летнего мужчины была онкология....
Комментарии
В общем все умерли!
https://www.youtube.com/watch?v=iwVCu7xPkX8
"...И с тех пор в хуторке
Уж никто не живёт,
Лишь один соловей
Звонко песни поёт".
Спасибо!
https://www.youtube.com/watch?v=lFc18nybAww
"В зыбке"...
Спасибо! УзнаЮ земляка!
И за песню - спасибо!
Распространение характерных народных слов происходит на протяжении одной-полутора сотен лет.
К тому же сам Алтай "осваивался" сравнительно недавно.
А, например, речь В.М.Шукшина тоже воспринимается мной как "наша"...
Комментарий удален модератором
"отныне в Зашиверск никто не смеет приезжать — боятся шаманского проклятья".
Бороться с этой бедой можно только шаманским бубном.
Да,
без бубна нынче никуда.
И в Зашиверск - тем более.