Наши фантазии о мире без СССР не оправдались – подписант Акта о восстановлении независимости Литвы
На модерации
Отложенный
Игорь Черников журналист
Опытнейший журналист и блогер, подписант Акта о восстановлении независимости Литвы от 11 марта 1990 года Роландас Паулаускас выступает против современного проамериканского курса властей, настаивая на том, что республика должна развивать собственное народное хозяйство, заботиться о сохранении традиционных ценностей и вести самостоятельную политику.
РИА Новости
Если бы "патриарх" литовских консерваторов Витаутас Ландсбергис в данный момент времени писал книгу, она бы называлась Mein Kampf. Если бы на его рабочем столе лежал черновик мемуаров, эта рукопись непременно была бы озаглавлена "Дело всей моей жизни: смерть России!".
Ландсбергис первым одобрил ту часть годового доклада президента Дали Грибаускайте, в которой она призывает литовцев "не поддерживать отношений с вражескими государствами" и отмечает, что Литва обязана безусловно осуждать любую вооруженную агрессию, равно как и любые агрессивные попытки недружественных стран навязать свою волю суверенным соседям.
Журналисты несистемного сетевого издания Еkspertai.eu отмечают: старый консерватор осуждает Европу не только за капитулянтские настроения, но и прямо указывает – континент уже капитулирует перед "агрессивностью". Имел ли в виду бывший агент КГБ по кличке "Дедушка" итоги визита президента Франции Эммануэля Макрона в Москву или, например, газопровод "Северный поток–2", это нам не известно. Сам Ландсбергис не посчитал нужным уточнять детали. Просто заявил: Европа капитулирует – и в этом месте можно ставить жирную точку.
К слову, о поездке Макрона. Литовские журналисты с нетерпением ждут, когда министр иностранных дел Линас Линкявичюс скажет французам, что перед полетом в Россию не худо бы проконсультироваться с политиками из Вильнюса. Такое он однажды уже ляпнул в адрес президента независимой Эстонии Керсти Кальюлайд. Сегодня ничего не мешает главе внешнеполитического ведомства повоспитывать и Макрона.
Но вернемся к Ландсбергису. Несмотря на почтенный возраст, он явно не думает уходить из активной политики на покой. Скорее наоборот – смотрит на себя, как на мессию, способного спасти на глазах гибнущий континент. Консерватор призывает европейцев не отказываться от санкций в адрес России, а ужесточать их. Не вычеркивать Украину из европейской повестки дня, а в разы увеличить помощь в адрес Киева, в том числе – поставками тяжелого оружия и ракет. Еще один призыв – не закрывать глаза на положение дел с правами человека в России, а максимально актуализировать этот вопрос, в том числе – в самых высоких европейских институтах.
Литовский старичок – фантазер покруче датчанина Андерсена. Особенно, когда смотрит на крохотную и малоавторитетную Литву, как на Колокол Свободы. Вслед за президентом Грибаускайте Ландсбергис истово повторяет: "Способность действовать ответственно, открытая и прямая позиция, а не потакание, делает нас заметными на геополитическом пространстве. Основанная на ценностях и доверии, а не на страхе или покорности внешняя политика позволила Литве снискать уважение. … Международный порядок меняется и нам следует сохранить ценностный стержень. Это всегда приносит более высокую отдачу, чем попытки угодить кому-либо. Мир уже знает – вертеть Литвой не удастся, но Литве можно доверять.
… Тем не менее как бы ни менялся мир, с какими бы опасностями ни сталкивалась свобода, только лишь наше собственное политическое самоопределение покажет степень нашей готовности. (…) Новые вызовы в области безопасности, мирового порядка, прав человека, торговли и изменения климата требуют пересмотра деятельности международных организаций. И в этом вопросе Литва – не пассивный наблюдатель, а один из инициаторов перемен. Мы должны и впредь оставаться Колоколом Свободы в международной политике".
Колоколом, разумеется, быть лучше, чем пятым колесом в телеге. Но, оказывается, немало в Литве авторитетов, которые отдают первенство именно колесу. Один из них – опытнейший журналист и блогер Роландас Паулаускас, подписант Акта о восстановлении независимости от 11 марта 1990 года. С ним тоже можно спорить, но нельзя не признать, что взгляды Паулаускаса не лишены оснований.
В недлинном телефонном разговоре Роландас Паулаускас постарался максимально полно ответить на наши вопросы.
– Г-н Паулаускас, почему так случается, что безбедно живший во времена Литовской ССР Витаутас Ландсбергис, обласканный советской властью, сегодня трансформировался в ярого антисоветчика и русофоба?
– Покойный националист, профессор Ромуалдас Озолас, однажды отвечая на аналогичный вопрос, сказал: "Ландсбергис всегда был Ландсбергисом". Эти слова можно трактовать двояко. То ли сегодняшний Витаутас такой же, каким был во времена СССР. То ли он и во времена Советского Союза был таким, как сегодня.
– Но вы, например, не переобулись? Или не успели?
– На заре независимости я, как и большинство литовцев, находился в плену иллюзий. Мы придумали мир, в котором будем жить без СССР. Время показало, что наши фантазии имели очень мало общего с реальностью.
– Мы помним ваши слова о том, что от независимости у Литвы остался только флаг и гимн.
– Разве я солгал? Законы мы самостоятельно принять не можем, поскольку в Европейском союзе примат европейских законов. Сбор главных налогов регулирует Брюссель. Он же наделяет страны квотами на сельхозпродукцию, на вылов рыбы, на транзит и так далее. Даже таможенные сборы собирать мы не можем. Но это полбеды. А беда в том, что литовцы исчезают. Молодежь покидает родину, потому что хочет жить, как живут британцы и немцы.
Но к сегодняшнему уровню жизни Великобритания, например, шла веками. Кто в Литве согласится два-три-пять столетий ждать лучшей жизни? Проще улететь в Лондон или Бирмингем. Что литовцы и делают, голосуя ногами задолго до очередных выборов.
– Покойный кардинал Винцентас Сладкявичюс в свое время сказал замечательно: "Если Литва согласна принять блага Европейского союза, она должна быть готова принять и его гримасы".
– Это точные слова. На Западе уже несколько десятилетий идет разрушение традиционных связей: семьи, отцов и детей, женщин и мужчин. Литовцы думают, что это их не коснется. Увы, коснулось. У нас каждый второй год проходят парады сексуальных меньшинств, каждый месяц то тут, то там изымают детей из семей, растет преступность, в том числе бытовая и на сексуальной почве. Почему бы не избить до потери сознания 17-летнюю девушку, как это случилось недавно в Юрбаркасе, только за то, что она отказала в близости провинциальному мачо? Это страшный факт, потому что он свидетельствует об утрате традиционного уважения к женщине, которым всегда славилась литовская провинция. О том, что молодежь вытворяет в крупных городах, лучше промолчать.
– Как вы считаете, почему происходит в обществе утрата традиционных красных линий? Прижились несвойственные литовцам алкоголизм, педофилия, преступность, суициды? Неужели в этом Россия виновата, как считают литовские консерваторы?
– У них Кремль виноват во всем. Но если серьезно, то у детей, подростков и молодежи много прав, но практически нет обязанностей. Пресса с восторгом рассказывает истории о нигде не работающих тридцатилетних, которых содержат либо родители, либо богатенькие дяденьки-тетеньки. И это происходит в стране, где труд всегда был в приоритете…
– Что же нам делать?
– Меньше прислушиваться к словам фантазеров. У них как раз все в шоколаде. Нужно самостоятельно и внимательно вглядываться в окружающий мир. Уже давно идут общественные и политические процессы, ломающие устоявшиеся, привычные представления о месте человека в обществе. Я бы сказал, что и Литва тоже приближается к роковому перекрестку. Нас ждут или очень тяжелые времена, или незамутненный Ландсбергистами разум возьмет верх. Мне ближе второй сценарий, потому что, считаю, он вернет Литву в сбалансированное состояние и даст людям шанс на расцвет.
У нашей страны громадная по времени и богатая по содержанию история. Литва – это интернациональное государство гордых и трудолюбивых, которым не пристало прозябать на задворках Европы. Пора кончать с поиском врагов и заниматься домашним хозяйством.
– Спасибо за беседу!
Поблагодарив Роландаса Паулаускаса, подумалось, что вместо резюме можно написать: мир уже знал одного автора Mein Kampf. У него оказалась очень незавидная судьба. Мудрецы утверждают, что история любит повторяться.
Комментарии
кто про неё и слышал то?