Вуз в мировом рейтинге, или Не о местах надо думать сейчас, а об остановке утечки мозгов
На модерации
Отложенный
Фото: www.globallookpress.com
Опять двадцать пять российских университетов и институтов попали в первую мировую тысячу. Успех это, поражение или стабильность? Ни то, ни другое, не третье
Автор: Мельников Михаил
Больше преподавателей!
Опубликован новый глобальный рейтинг вузов QS World University Rankings, помеченный уже 2020 годом. Это огромное исследование учитывает массу особенностей учебных заведений, но всё равно вынуждено местами сравнивать тёплое с мягким, какую-нибудь оклендскую школу искусств и что-нибудь пенсильванское агрономическое. Понимая эти издержки, мы всё же с трепетом ищем в списке родные названия, даём оптимистичные заголовки о том, что в число лучших в мире попали 25 российских университетов, и пишем об этом задорные материалы. Простите нам эту человеческую слабость. Русские любят быть первыми, поэтому в любом списке, в любом соревновании ищут своё место и возможность подняться повыше.
Читайте также:
Высшее образование в России – бизнес, не гарантирующий работуСтоимость обучения в лучших вузах России выросла в 10 раз быстрее, чем инфляция в стране. В предстоящем...
Образование11:30 - 18 Июня
Кое-кому это даже удаётся. С 2018 по 2020 год места Московского госуниверситета – 95, 90, 84. МГУ определённо растёт. Понятно, что назвать его единым вузом сложно, тут гораздо актуальнее рейтинги по факультетам (с мировой точки зрения журфака, например, вообще не существует, а мехмат считается вполне приличным местом).
Но всё же – чем хорош МГУ в общем зачёте, по каким признакам он лучший?
Общая оценка вуза по методике QS складывается из следующих параметров, перечислим их в порядке увеличения важности, «веса» в общей оценке: а) доля зарубежных студентов; б) доля зарубежного преподавательского состава; в) репутация у работодателей; г) цитируемость трудов; д) соотношение числа преподавателей и студентов; е) академическая репутация.
Так вот, МГУ занимает относительно высокое место исключительно благодаря большому числу преподавателей на «единицу студента», тут русские вузы вообще в мировых лидерах, минусов у нас много. И это тревожный знак, потому что изобилие академического состава (34-е место по этому показателю в мире) разродилось лишь местом в седьмой сотне по академической цитируемости. Это где-то около ноля.
МГУ. Фото: www.globallookpress.com
Ещё хуже ситуация в «Бауманке»: 17-е место по плотности персонала и фактическое отсутствие какой бы то ни было цитируемости: в таких низинах отдельные места уже не раздают.
Регионы и соседи
Приятно видеть второе место в России (231-е в общем зачёте) Новосибирского госуниверситета – по цитируемости он существенно превзошёл МГУ. Кстати, город на Оби поставил в рейтинг ещё один вуз – Технический университет. Доминируют, конечно, москвичи, есть три представителя Санкт-Петербурга (лучший – Госуниверситет, третий в России, 234-й в мире) и два – скромного Томска (Госуниверситет и Политех, 4-й и 11-й в России, 268-й и 387-й в мире).
Читайте также:
Диплом на полку: Почему почти каждый второй в России работает не по специальностиНачавшаяся в 90-е годы прошлого века тенденция продолжает развиваться – всё больше людей в нашей стране меняют...
Общество15:16 - 15 Апреля
Добавим, что у соседей дела обстоят примерно так же. Харьковский университет располагается выше пяти других своих украинских соплеменников, но это всего лишь 491-е место. Белоруссия делегировала в список два вуза – Госуниверситет (351-е место) и Национальный технический университет (801–1000). Лишь казахстанцы порадовали – 10 представителей, причём Национальный университет имени Аль-Фараби занимает вполне достойное по нашим меркам 207-е место, то есть в России он был бы вторым после МГУ.
Слушайте, дети, внимательно: не забрались на Воробьёвы горы – поезжайте в Алматы!
Наши слабости
Фото: Matej Kastelic / Shutterstock.com
Одна из важных причин столь скромных позиций отечественных вузов состоит в том, что мы не вытягиваем научную составляющую рейтинга. Дело в том, что в советские времена наука переместилась из университетов в научно-исследовательские институты, профессора же сосредоточились именно на обучении молодёжи. И сейчас, с закатом системы НИИ, они оказались не в состоянии вернуть себе эстафетную палочку. Иногда получше дела обстоят в корпоративных университетах, но это достаточно закрытые учебные заведения, и в рейтингах они не фигурируют.
Читайте также:
Почему в России не хватает рабочих рукНизкий престиж рабочих профессий привел к перекосу в экономике
Про Экономику15:00 - 12 Июля
Также проседаем мы по международному преподаванию, то есть числу иностранцев среди академического персонала и возможности обучения на иностранном (читай – английском) языке. Только Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ) да долгопрудненский Физтех, согласно рейтингу QS, как-то держат марку, остальные, как дикари какие-то, работают с российскими преподавателями на русском языке. А выпускники потом ещё и трудоустраиваются в России. Как тут прилежному американскому аналитику оценить качество образования? Да никак.
Что надо делать
Поэтому, господа, хватит читать рейтинги. В мировой науке наших вузов не существует, мы – ничтожная малость, которая естественным путём никогда не станет сколько-нибудь заметной частью планетарного образовательного процесса. Хвалёная, вернее, самовосхваляемая Высшая школа экономики, где читают лекции капитаны этой самой экономики, добралась лишь до 322-го места с огромным персоналом и ничтожной цитируемостью. Эта дверь закрыта для всех нас.
ВШЭ. Фото: www.globallookpress.com
Открыть её в обозримом будущем можно только деньгами. Если очень хочется занять высокое место, надо просто основать новое учебное заведение, купить побольше авторитетных англоязычных профессоров из университетов Топ-100, набрать столь же англоязычных студентов (бесплатно, иначе не поедут) – и вот вам уже высокие показатели по 4 из 6 пунктов, останутся цитируемость и любовь работодателей. Будет ли для самой России толк от такого института, неясно.
Конечно, хочется побеждать, даже играя с соперниками на их площадке по их правилам – как сборная СССР по хоккею в Канаде в 1981 году. Но сейчас даже сборная наших учебных заведений вряд ли справилась бы с Массачусетским технологическим, где, кстати, работает немало выходцев из стран бывшего СССР.
Читайте также:
Высшее образование не должно плодить паразитовОрганизация экономического сотрудничества и развития обнародовала доклад "Education at a Glance 2017", в...
Образование20:00 - 13 Сентября
Не о местах надо думать сейчас, а об остановке утечки мозгов. О том, что у нас, судя по рейтингу, слишком много сотрудников со слишком маленькими зарплатами. Об отмене ЕГЭ как убивающей самостоятельное мышление системы. О девальвации самого понятия высшего образования, которое стало восприниматься как неизбежное продолжение школы. О развитии среднего специального образования, о возвращении престижа рабочих профессий. О том, что на русском языке славы в англоязычном мире не добиться. О том, что мы жаждем любви и признания Запада, теряя при этом любовь к знаниям и к ближним своим.
Лучший вуз – не тот, который выше всех в рейтинге, а тот, дипломы которого получают эрудированные профессионалы, превыше всего ставящие своё дело и свою страну. И добиться этого мы вполне способны.
Комментарии
Русский человек, всегда, работает не за деньги, а за идею! ну вот такие они идейные))
И хоть я и не очень люблю Бауманский (и ушла оттуда), но справедливости ради - там часть кафедр работает по закрытой тематике, какой индекс цитируемости?