Другой ясности нет

На модерации Отложенный

При трезвом рассуждении надо признать, что реакция киевской власти на обещание «Газпрома» Виктору Медведчуку и Юрию Бойко снизить для бывшей Украины цену газа на 25 процентов была по-своему логичной. Самочинным парламентерам напомнили из Киева, что их в Россию никто официально не направлял и все, чем они занимаются, не более чем политическая самодеятельность с коммерческим вкусом.

Но если Медведчука и Бойко и в таком качестве там, куда они ездили, принимали, разговаривали с ними и даже подписали какую-то бумагу, то и карты им в руки! Пусть пробуют организовать свою фирму, которая и покупала бы у России газ с указанной скидкой. А мы в Киеве, собственно, и не против такого, однако поглядим, что из этого выйдет.

Правда, украинскому «Нафтогазу» и такой выверт существующей власти не понравился. В закупающей, а потом продающей энергоносители компании сразу дали понять, что не потерпят, если кто-то попробует перейти ей дорогу или составит конкуренцию параллельно, пусть и где-то сбоку.

Из одного так же, как и с другого, реально пока следует только то, что киевская власть договариваться с Москвой ни о чем не собирается.

В Москве, видно, это тоже понимают, но вслух не говорят. Подтверждением тому, если и непрямым, то косвенным, служат, хоть и со скрипом, но раскручиваемый процесс выдачи жителям ДНР и ЛНР российских паспортов и обещанное с 1 июля этого года, а затем с 1 января 2020 года повышение в республиках Донбасса зарплат государственных служащих и пенсий. А раз все это выплачивается в рублях, то, надо понимать, что в России необратимость дрейфа Донбасса от бывшей Украины признают и имеют в виду.

Не так же просто, наверное, глава ДНР Денис Пушилин побывал в Санкт-Петербурге на Международном экономическом форуме. Для обсуждения подвижек в финансовых вопросах место вроде бы подходящее.

Да и государственный праздник России — 12 июня в ДНР и ЛНР с будущего года объявлен так же праздничным и выходным днем. Как же допустить после такого, чтобы над Донецком и Луганском снова повисли бы желто-голубые флаги?

К тому же, на что пока не обращают внимания, 12 июня — дата символическая еще и в другом смысле. Еще в 1920 году именно в этот день Красная Армия освободила от белополяков Киев. Как раз в следующем году у этого знакового события «круглый» юбилей — 100 лет.

Хотя официальная позиция российского руководства по отношению к киевской власти остается выжидательно-примиренческой.

О том, что Владимир Путин занимает выжидательную позицию, в прошлое воскресенье, 16 июня, подтвердил и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. И к этому, также вполне ожидаемо, добавил, что у Москвы к отношениям с Киевом «в целом подход позитивный» и что «есть ожидания сдержанного оптимизма». Вот только не хватает «четкой ясности» в отношении того, когда же такие долго тянущиеся надежды материализуются.

С такими настроениями в Москве дожили до ближайшего понедельника, 17 июня, и, судя по разным признакам, в похожем состоянии хотели бы дожить до многих последующих дней и недель.

Пример бывшей Украины в этом смысле не одинок.

Дожидаться с моря погоды неизвестно сколько времени приходится и глядя на то, что происходит в Молдавии.

Еще пару недель назад в бывшей садово-виноградной республике Советского Союза с подачи тамошнего «хозяина», олигарха местного розлива Владимира Плахотнюка установилось что-то вроде двоевластия — одновременно стали заседать два правительства.

Такое извращение формальной законности одинаково, хотя и по разным причинам, не понравилось и России, и Европейскому союзу, и США. На что и было указано по соответствующим каналам всей молдавской правящей верхушке.

В итоге внешняя умеренность и аккуратность восторжествовали. При власти осталось правительство, которое не нравится Плахотнюку и тем, кто работает на него по политическому найму.

Получилось, что западные охотники среди изрядно зачахших виноградников Молдавии застрелили одним выстрелом двух зайцев.

Откровенно прозападные силы одной из самых бедных стран постсоветского пространства, чьи интересы выражает находящаяся на содержании у Плахотнюка Демократическая партия, за поддержку Запада и после своего публичного отстранения от власти все равно будет цепляться, как только умеет.

А с другого бока, встав как будто на сторону закона и Конституции, Европейский союз и США создали дополнительный способ воздействия и на пришедших к власти в Кишиневе Социалистическую партию, и вынужденно вступившего с ней в коалицию вполне проевропейский блок ACUM. Социалисты и «акумовцы» должны теперь воспринимать Евросоюз и Америку как внешних гарантов своего властного положения и оставаться обязанными этим дрессировщикам за то, что те оказали им неоценимую услугу.

Результат этой операции очевиден. Запад опять выставил себя перед всем миром на стороне демократии и права, а дальше под его чутким присмотром в Молдавии продолжится бесконечное препирательство между открыто прозападными силами и теми, кто от них отличаются на словах, но не по сути. Ничего третьего здесь не дано.

Если настоящие сады и виноградники в Молдавии еще и остались, то ее государственность спокойно и необратимо превращается в дистанционно управляемый кукольный муляж.

России такое тихо направляемое торжество законности в маленькой Молдавии так же как и где угодно еще, по большому счету, невыгодно. Так как оно по-своему опасно.

И тут вместо ясности — сплошная муть, целенаправленно сгущаемая и к тому же закрашиваемая под работающую правоспособную демократию. В таком мутном омуте ни одна из существующих проблем не решается — наоборот, без конца возникают новые подвохи и подводные камни.

Под таким углом зрения лучше уж, несмотря на все неизбежные трудности и опасности, иметь у себя на границе или вблизи нее откровенного врага. С чем другим, а с четкостью и ясностью тогда вопросов нет.

Выезд Зеленского в Париж и оттуда — в Берлин был коротким, но и его хватило для того, чтобы лишний раз показать, что преемник Порошенко — человек также на своем месте. Все высказывания, с которыми Зеленский выступал в столицах Франции и Германии 17 и 18 июня, подтвердили, что он вполне годится на роль главы государства, созданного в качестве орудия осады России, а при возможности или необходимости — и как средство ее разрушения.

Такое соседство — также неизбежное следствие кризиса конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века. Этот кризис был не только термидорианским переворотом, но проявлением того, что по известной исторической аналогии можно назвать «крахом III Интернационала».

Катастрофа вышла тем более обвальной, что идеологическая система, на которой держался Советский Союз, возможность или хотя бы минимальную вероятность такого сценария будущего в расчет не принимала.

А истории на сегодняшний день не известны примеры, когда какая-нибудь страна или какое-то общество самостоятельно, без внешнего содействия, преодолели гибельные вирусы одного или другого. И уж тем более отравление от первого и второго, слитых в одном флаконе.

Современные преломления и последствия этих двух исторических поворотов пронизывают вопросы войны и мира так же, как и попытки войну остановить. И миролюбивые попытки терпят неудачу из-за недооценки или непонимания этих особенностей современности.

Жители Донбасса — те, которые ушли из родных мест еще в 2014 году, после их оккупации украинской армией, надеются хоть когда-нибудь вернуться домой. И если это произойдет не в результате заключения какого-то невразумительного мутного «мира», а после того, как будет исполнено необходимое историческое дело, это может означать, что по крайней мере на этом узком, но важном направлении раскручивающийся до сих пор двойной кризис побежден.

Но пока кто-то из советников Зеленского снова рассуждает, как «несмотря на все, что произошло, мы сможем поставить по всей территории нашего государства желто-синий флаг». Закономерно, что у государства, возникшего в результате контрреволюции и всего, что вольно или невольно открывало перед ней все ворота, иной политики так же, как и других символов, быть не может.

Если 12 июля, как уже разрекламировал Зеленский по итогам своего подъезда к европейским деятелям, и произойдет встреча советников глав государств или правительств стран «Нормандской четверки», то это тоже пускание пыли в глаза, чтобы все происходящее в политике и на войне представлялось в превратном свете.

Военная обстановка закономерно остается подстать тому, что происходит в политике.

На протяжении суток 19 июня украинские войска открывали огнь по территории ДНР 17 раз, выпустив при этом 239 боеприпасов, в том числе снаряды 122-миллиметрового калибра. Без применения тяжелой артиллерии теперь уже не обходятся ни одни сутки. Тенденция эта обозначилась еще до инаугурации Зеленского и, похоже, только набирает обороты.

Если представить себе дневник боевых действий, ведущихся против Донбасса, то по толщине он уже превзошел известный военный роман Ремарка.

Это до 2014 года классической окопной войной считалась Первая Мировая, но в последние пять лет война, глухо зарывшаяся в окопы на донецкой земле, уверенно отбирает первенство у своей предшественницы если не по масштабам, то уж точно по времени.

С этим, как и с остальным, о чем было сказано, также все ясно. А другой ясности, видно, не существует...